[ начало ] | [ С ] |
Сенатус-консульт
(сокращенно SC.) — в древнеримском государственном праве — формулированное мнение, принятое сенатом по докладу (relatio) компетентного магистрата и не вызвавшее законного протеста (intercessio). Право cum patribus agendi, т. е. делать доклады (referre), опрашивать мнения (consulere), производить голосование (discessionem facere) и редактировать мнение большинства (Senatus consultum facere, perscribere) принадлежало из числа чрезвычайных магистратов децемвирам, назначенным для писания законов (X viri legibus scribundis), военным трибунам с консульскою властью (tribuni militum consulari potestate), диктатору, начальнику конницы, междуцарю (interrex), начальнику города (рrаеfectus urbi), а из числа очередных — консулам, преторам и, с IV-го века, плебейским трибунам. В связи с участием, какое имели в проведении С. председательствующие магистраты и сенат, постановление сената называлось decretum, поскольку оно было магистратским актом, и consultum, поскольку оно было актом корпорации сенаторов (Моммзен, "R ö micshes Staatsrecht", III, 994 сл.). В древнем периоде республики участие магистрата было преобладающим: он facit senatus-consultum. Позднее значение магистрата уменьшается, и остается лишь Senatus sententia, или S.-consultum, хотя термины decerno и decretum еще не выходят из употребления, причем decernere становится равнозначащим censere. По Виллемсу, под senatus d e cretum подразумевается каждая статья доклада, подвергнутая голосованию отдельно. С. не имели обязательности закона, хотя чем энергичнее и влиятельнее был докладчик и чем сильнее было влияние сената, тем большее значение принадлежало сенатусконсульту. По Моммзену, пока сенатское постановление было decretum в собственном смысле, оно не обязывало магистрата и его преемника и могло ограничиваться годом магистратуры докладчика. При постепенном усилении роли сената С. приближались к понятию закона, а начиная с Августа приобрели полную силу законов (Gaius, I, 83 — 86). Республиканские С. были, в сущности, административные распоряжения, и лишь изредка ими пользовались для изменения государственного права. С. приобретал силу закона лишь в том случае, когда он посредством rogatio предлагался на утверждение народа. Бывали случаи, когда С. приобретали силу закона и без санкции комиций, но подобные узурпации сената вызывали протест со стороны законодательных органов антисенатской партии. Хотя исполнение С. юридически было не обязательно, однако фактически случаи неисполнения их бывали редки, так как пожизненная сенаторская власть легко могла сломить упорство годовой магистратуры. Будучи правительственными распоряжениями, С. имели назначением охранять государство в религиозном отношении и отстаивать права и интересы государственной казны, публиканов, италийцев и провинциалов. С. составлялся двумя способами: или через discessio в случае единодушия, или через опрос отдельных сенаторов в случае разногласия (см. Сенат).
Всякий С. состоял из вступления, изложения, сопровождавшегося кратким указанием мотивов (relatio), и постановления, начинавшегося формулой: d(e) e(a) r(e) i(ta) c(ensuere). Термин censuere повторялся после каждой статьи, которая подвергалась отдельному голосованию. Если предполагалось обратить С. в закон, то в конце добавлялись слова: ut de ea re ad populum ferretur. Получивший окончательную редакцию С. передавался в государственный архив (aerarium Saturni), где под наблюдением квесторов переписывался в официальный журнал. С 449 г. было разрешено плебейским эдилам снимать официальные копии с С. для хранения в плебейских архивах. Если трибун или высший магистрат налагал veto на доклад, то С., хотя бы единогласный, не получал административной силы и назывался Senatus a u ctoritas; тем не менее, по общепринятому правилу, сенат делал распоряжение о его редактировании. В период республики заглавие С. определялось его содержанием (напр., S. consultum de Bacchanalibus, S. consultum de quis in urbe sepeliretur и др.); в императорскую эпоху S. consultum назывался по имени докладчика (напр. S. consultum Claudianum, Juventianum, Largianum, Libonianum и др.). Если сенатусконсульты были обращаемы к греческим общинам, то рядом с латинским текстом делался греческий перевод. До нашего времени дошло несколько подлинных С. республиканского периода, в целом или фрагментарном виде. Из них известнейшие: а) на лат. яз. — 1) фрагмент С. de Bacchanalibus (186 до Р.Хр.), вырезанного на бронзовой дощечке и представлявшего выдержку из полного С., официально сообщенную консулами магистратам Теуранской обл. в Бруттиях (фрагмент открыт в Калабрии в 1640 г., ныне хранится в Вене, издан в "Corpus Inscriptionum Lat." Моммзена, № 196); 2) отрывок С. de Tiburtibus (159 до Р. Х.); 3) фрагмент С. de Asclepia d e (87 г. до Р. Х.); б) на греч. яз. — С. de Delphis (198 г. до Р. Х.), два С. de Thisbis (170 г. до Р. Х.), С. de Prienensibus et Samiis (135 г. до Р. Х.); на греч. языке с латинским переводом — С. de philosophis et rhetoribus (161 г. до Р. Х., сообщен Suet. Rhet. I: Gell. XV, 11), de hastis Martiis (99 г. до Р. Х.), de provinciis consularibus, три С. de Judaeis (139, 133 и 44 гг. до Р. Х.) и др. Кроме обыкновенных С., были так называемые S. consulta tacita, постановленные при закрытых дверях, и S. c onsulta ultima, вотировавшиеся со времен Гракхов ввиду внутренних волнений или открытого мятежа. S. consultum ultimum предоставлял магистратам (консулам, преторам, народным трибунам и пр.) особые полномочия, подобные полномочиям диктатора, и начинался формулой: Videant, dent operam consules (praetores и т. д.), ne quid respublica detrimenti capiat. В императорскую эпоху интерцессия против С., состоявшихся по докладу императора, была невозможна. Редакция С. производилась так же, как и во времена республики, но при этом упоминалось еще о числе присутствовавших сенаторов. Хранение С. поручалось сенатору квесторского ранга, назначавшемуся императором на неопределенное время и называвшемуся ab actia senatus. Ср. Bieling, "De differentia inter senatus auctoritate m, consultum et decretum" (Минден, 1846); Rein, "Senatus consultum" (в "Realencyclop ä die", Pauly, т. VI, 1031); Soltau, "Die G ü ltigkeit der Plebiscite" (Б., 1884); Pick, "De Senatus consultis Romanorum" (Б., 1884); Willems, "Le S énat de la République Romain e" (Лувэн, 1878, 1883, особенно II т., стр. 121 —237); Mommsen, "Rö misches Staatsrecht" (III том, Б., 1888, стр. 994 сл.); Smith, "Dictionary of Greek and Roman Antiquities" (Л., 1891, II т., стр. 636 и сл.); Виллемс, "Римское государственное право" (I вып., стр 217 и сл., Киев, 1888).
Н. О.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:29 MSK |