[ начало ] | [ С ] |
Сенека
1) Луций Анней С., известный также под прозванием ритора, отца и старшего, уроженец Кордубы (родился около 54 до Р. Х., умер около 39 г. по Р. Х.); происходил из богатой всаднической семьи; в Риме изучал красноречие под руководством Ареллия Фуска, Пассиена, Альбуция Сила, Луция Цестия, Папирия Фабиана и др., готовясь сделаться адвокатом. О деятельности его нам почти ничего не известно. Во время междоусобных войн I в. он стоял на стороне Помпея и недоброжелательно относился к Цезарю, что отразилось на Лукане и С. младшем. В зрелых годах он женился на уроженке Кордубы Гельвии, от которой у него были три сына: Галлион Новат, С. младший и Мела (Мелас), отец поэта Лукана. С. старший был римлянин старого закала; в красноречии он был поклонник Цицерона и противник крайностей послецицероновского ораторского искусства. Не будучи профессиональным ритором, он был известен как автор руководства по риторике, которое он написал для своих сыновей. Это был сборник тем, разрабатывавшихся в его время лучшими ораторами и риторами; он состоял из 10-ти книг так назыв. Controversiae (собственно, спорные случаи, т. е. упражнения на придуманные юридические темы) и 1 книги Suasoriae (coвещательные речи), объединенных под общим заглавием "Oratorum et rhetorum sententiae (взгляды риторов на применение законов к данному случаю), divisiones (разделения темы на отдельные вопросы), colores" (приемы, посредством которых можно оправдать наказуемый поступок). Сборник был составлен С. в годы старости и содержал массу материалов по истории риторики при Августе и Тиберии. До нас дошли 1, 2, 7, 9 и 10 книги контроверсий, заключающие в себе 35 тем, отчасти во фрагментарном виде. Остальные 39 тем известны в выдержке из сборника, относящейся к IV или V в. Кроме того, мы имеем введения к 1, 2, 3 и 4 книгам. В рукописях контроверсиям предшествуют книга суазорий (7 тем), неполная в самом начале. Изложение сборника отличается живостью стиля и остроумием и обнаруживает в авторе трезвую и сильную критическую способность. По языку сборник стоит ближе к цицероновской, чем к серебряной латыни, влияние которой в нем вообще незначительно. Гораздо объемистее и значительнее был исторический труд С., написанный им также в старости и посвященный обзору римской истории с начала гражданских войн до Тиберия. В средние века сочинения С.-отца смешивались с сочинениями С.-сына (философа): так, в венецианских изданиях 1490 и 1492 годов они изданы вместе. Впервые Рафаэль из Вольтерры выделил сочинения С. старшего. Лучшие рукописи этих сочинений — брюссельская (№ 9581), антверпенская (№ 411) и ватиканская (№ 3872); древнейшая рукопись эксцерптов из риторического труда С. относится к IX — Х веку (монтепессуланская рукоп. № 126). Лучшие издания сочинений С дали: Faber (П., 1587, 1598), Schott (П., 1607, 1613), Gronov (Лейден, 1649, Амстердам, 1672), Bursian (Лпц., 1857), Kiessling (Лпц., 1872), H. J. M ü ller (Прага, 1887; лучшее изд.). Ср. K örber, "Ueber den Ehetor S. und die Rö mische Rhetorik seiner Zeit" (Марбург, 1864); О. Gruppe, "Quaestiones Annaeanae" (Штеттин, 1873); M. Sander, "Quaestiones syntacticae in Senecam rhetorem" (Грейфсв., 1872); Teuffel-Schwabe, "Gesch. der R ö mischen Litte-ratur" (I т., стр. 269, Лпц., 1890, 5 изд.); Schanz, "Geschichte der R ö mischen Litteratur" (II т. стр. 198 слл., Мюнхен, 1892); Thomas, "Schedae criticae in Senecam rhetorem selectae" (П., 1880); M ü ller, "S. rhetor" (Прага, 1881 —1888). 2) Луций Анней С. по прозванию философ, второй сын С. старшего (ритора), талантливейший из ораторов и стилистов первой половины I-го в. по Р. Х., родился в 4-м г. до Р. Х. в г. Кордубе. Первым воспитателем и учителем С. был его отец, внушивший сыну основные начала нравственности и развивший в нем задатки красноречия. Кроме отца, воспитанием С. руководили его мать и тетка (по матери) — Гельвии; благодаря им он пристрастился к философии, которой не поощрял С.-отец. В Риме С. занимался грамматикой, риторикой и философией и слушал, между прочим, лекции пифагорейцев Сотиона и Секстия, стоика Аттала и киника Деметрия, который позднее поселился в доме С. Из современных ораторов учителем С. был Папирий Фабиан, которого весьма высоко ставил С. старший. Занятия философией повлияли и на образ жизни С.: он привык к простой жизни и ежедневно вечером, по обычаю пифагорейцев, считал своею обязанностью подводить итоги сказанному и сделанному за день. В течение одного года он даже воздерживался от принятия в пищу мяса, но принужден был отказаться от вегетарианства в силу вышедшего в 19-м г. сенатского постановления, запрещавшего египетские и иудейские религиозные обряды. Получив тщательное риторическое и философское образование, С. выступил на поприще общественно-политической деятельности сперва в качестве поверенного; затем, не без содействия тетки, которая была замужем за влиятельным наместником Египта Витрасием Поллионом, он получил квестуру, которая дала ему сенаторское звание. Около этого времени С. женился, но, судя по некоторым намекам в его сочинениях, этот брак, от которого он имел двух сыновой, не был счастлив. Первые шаги С. на общественном поприще были весьма удачны: он сразу заявил себя как первоклассный оратор. В 39 г. он произнес в сенате в присутствии императора Калигулы столь блестящую речь, что император из зависти к славе оратора задумал его убить и привел бы свой замысел в исполнение, если бы одна придворная дама не заметила Калигуле, что С. страдает чахоткой и без того скоро умрет. Вообще Калигула не одобрял красноречия С. и аттестовал его речи как mеrае commissiones (простые речи, составлявшиеся для ученых состязаний) и arena sine calce (песок без извести — намек на краткость и незакругленность периодов в речах С.). Более опасным врагом С. оказалась Мессалина, которая преследовала племянницу Клавдия, дочь Германика и Агриппины, Юлию Ливиллу и ненавидела С., как сторонника партии сестер Калигулы, боровшейся с ее собственной партией из-за влияния на Клавдия. В результате происков Мессалины С. был осужден приговором сената по обвинению в каком-то преступлении, быть может, в преступной связи с Юлией Ливиллой (Dio Cass. lx, 8), и лишь благодаря заступничеству Клавдия смертная казнь была заменена ссылкой на остров Корсику. После Цицерона и Овидия это был третий великий изгнанник из представителей римской литературы; в течение 8 лет он томился в уединении бесплодного острова. Несмотря на поддержку, которую С. нашел в занятиях философией и литературой, ссылка была для него тяжела, о чем свидетельствуют некоторые из дошедших с его именем эпиграмм и льстивые воззвания к Клавдию, Полибию и другим влиятельным лицам при дворе императора. Лишь после смерти Мессалины он мог вернуться в Pим и то с решимостью уединиться в частную жизнь. Однако Агриппина, новая жена Клавдия, видя в С. человека, полезного для проведения ее честолюбивых замыслов, устроила дело иначе. Она вызвала его снова к политической деятельности, предоставив ему претуру, и вознесла его на высочайшую ступень почета и могущества тем, что предоставила ему воспитание 11-летнего Нерона, усыновленного Клавдием сына ее от Домиция Агенобарба. При жизни Агриппины С. был влиятелен как ее пособник, после ее смерти — как советник Нерона, который осыпал своего учителя почестями и богатствами. В 54 г., по смерти Клавдия, С. написал для Нерона похвальную надгробную речь (laudatio funebris) в память умершего императора и позднее сочинял для своего воспитанника речи на разные случаи. К этому же времени относится второй брак С. с Помпеей Паулиной, которая своим приданым умножила богатство С. Первые году правления Нерона прошли спокойно, пока император находился под влиянием С. и Секста Афрания Бурра и сообща с ними управлял государством. С. останавливал Нерона в проявлениях его зверства и тщеславия, но в то же время, опасаясь, чтобы влияние матери не пересилило его влияния на Нерона, поощрял склонность его к удовольствиям и распутству. По смерти Бурра (62 г.) у С. оказались сильные противники в лице Поппеи и Тигеллина, которые указывали Нерону на опасность скопления в руках одного человека громадных богатств и нашептывали ему, что С. более чем следует обращает на себя внимание граждан; что он воображает себя единственным стилистом во всем мире и даже осмеивается вступать в соревнование с Нероном в поэзии; что пора бы Нерону сбросить с себя опеку старого учителя. С. просил позволения удалиться в частную жизнь и предложил взять у него обратно дарованные ему богатства, но Нерон отказал учителю в том и другом. Вскоре, однако, С. под предлогом расстроенного здоровья и занятий удалился от двора, а в 65 г., ввиду усилившейся тирании Нерона, просил позволения поселиться в отдаленном поместье; когда в этом ему было отказано, он сказался больным и не выходил из своей комнаты. В том же году был открыт заговор Пизона против жизни Нерона. Вероятно, по наущениям Тигеллина доносчик Антоний составил подложную записку с именем С., в которой был изложен план заговора, и представил ее в качестве улики против философа. Носился слух, что некоторые из участвовавших в заговоре имели в виду по умерщвлении Нерона умертвить и Пизона и провозгласить императором С. Согласно приказу Нерона С. кончил жизнь от собственной руки, вскрытием жил, окруженный почитателями, друзьями и домашними. Жена его Паулина хотела также кончить жизнь самоубийством, но Нерон в последний час перед кончиной С. послал солдат, которые удержали ее от исполнения ее замысла. С. был человек разносторонне образованный, мыслитель если не самостоятельный, то блестящий и необыкновенно остроумный. Его речь лилась в тоне непринужденного свободного разговора, без торжественной периодизации, свойственной стилю Цицерона, без архаической грубости Саллюстия и нарядной манерности Мецената. Он умел, не впадая в риторику, пользоваться обычным запасом слов, выбирая из него все наиболее характерное, придавая мысли неожиданные изгибы и эпиграмматическую краткость и выразительность. В этом отношении С. напоминает Овидия с его неистощимым остроумием и фантазией, с его неподражаемым изяществом формы. Литературная слава С. основана главным образом на его прозаических произведениях, в которых он является художником-эссеистом. Как стилист и оратор, он был, бесспорно, первой литературной величиной своего века и имел многих последователей и подражателей. Несмотря на то, что на него нападали цицеронианцы при Флавиях и архаисты при Адриане и Антонинах, его сочинения, как образец латинской прозы, читались и ценились до эпохи отцов церкви и средних веков. В области философии С. был, в сущности, эклектиком, хотя сам называет себя стоиком. Быть чистым стоиком ему помешала терпимость, с которою он смотрел на человеческие слабости и недостатки, а также влияние эпикуреизма и пифагореизма. Стоицизм в учении С. принял форму нравственно-религиозного убеждения, причем наряду с внутреннею свободою индивидуума выступают в нем основные моменты любви к человеку, снисхождения к человеческим слабостям и слепого подчинения божественной воле. Теоретические умозрения школы С. считал бесполезными и выдвигал на первый план практическую философию, но физике (в античном смысле) он уделял много места в своих сочинениях, утверждая, что она сообщает духу возвышенность тех явлений, которыми занимается. Тело человека С. называл оковами или темницей, из которых душа порывается освободиться. Истинная жизнь души начинается с выходом из тела, когда душа вступает в область бессмертия. В воззрениях на природу души С. заимствовал многое из Платоновского учения. Философия С. излагается им всегда в стиле проповеди и в популярной форме. Квинтилиан делит сочинения С. на orationes, poemata, epistulae и dialogi. Из речей С. сохранились только отрывки, и то лишь тех, которые были написаны им для Нерона. Из поэтических произведений С. уцелело небольшое число эпиграмм (в латинской антологии), которых было по меньшей мере 4 книги. В эпиграмматической поэзии С. подражал, между прочим, Катуллу. Более чем вероятно, что в числе дошедших с именем С. эпиграмм есть несколько принадлежащих перу его племянника, поэта Лукана. Кроме того до нас дошли 9 трагедий С.: "Hercules furens", "Troades", или "Hecuba", "Phoenissae", или "Thebais", "Medea", "Phaedra", или "Hippol y tus", "Oedipus", "Agamemnon", "Thyestes" и "Hercules Oetaeus" — представляющих собою скорее декламации в драматической форме, чем предназначенные к исполнению пьесы. Отличаясь правильностью метрической формы, живостью изложения и фантазией, трагедии Сенеки весьма риторичны и ходульны: по выражению Риббека ("Geschichte der R ö mischen Dichtung", III т., стр. 73), "язык этих драм имеет мускулы и жилы, но это мускулы и жилы тренированного атлета, а не здорового от природы, сильного человека". Вследствие резкого контраста с другими сочинениями С., в которых автор умело соблюдает чувство меры в применении риторики, трагедии, носившие его имя, приписывались уже в древности другому Сенеке или считались подложными (Аполлинарий Сидоний). Другим их недостатком является слишком большая подражательность Софоклу и Еврипиду. Бесспорно не принадлежит С. приписываемая ему трагедия Октавия, в которой описывается смерть супруги Нерона. К 54-му г. относится "Ароcolocyntosis" (букв. — превращение в тыкву; термин, образованный в подражание αποθέωσις = превращение в бога) — язвительное сочинение в духе Менипповой сатиры, написанное по случаю смерти Клавдия: он представлен переселившимся после кончины на небо, где просит у богов апофеоза, но получает апоколокинтоз (перев. проф. Холодняка в приложении к XVI т. "Филологического обозрения", М., 1899). Славу С. составили философские произведения, упомянутые у Квинтилиана под именем диалогов. В лучшей рукописи X — XI в. (Ambrosianus с. 90) приведены следующие 10 соч. в 12 книгах:
1) "De provi dentia", написано в 62 г. по Р. Х.; 2) "De constantia sapientis", написано в начале царствования Нерона; 3) "Ad Novatum de ira libri III", написано около 49 г.; 4) "Ad Marciam de consolatione" — сочинение, обращенное к дочери Кремуция Корда; написано около 41 г.; 5) "Ad Gallionem de vita beata", напис. в начале царствования Нерона; 6) "Ad Serenum de otio", написано около 62 г. (начало сочинения утрачено); 7) "Ad Serenum de tranquillitate animi", написано около 49 г.; 8) "Ad Paulinum de brevitate vitae", написано около 49 г.; 9) "Ad Polybium de consolatione", написано в 43 — 44 г. (сохранилось в отрывках); 10) "Ad Helviam matrem de consolatione" около 43 — 44 г. В других рукописях дошли до нас следующие прозаические сочинения С.: 11) "Ad Neronem Caesarem de clementia libri III" (сохранились лишь 1 книга и начало 2-й); 12) "Ad Aebutium Liberalem de beneficiis libri VII", написано в начале царствования Нерона, 13) "Ad Lucilium naturalium quaestionum libri VII"; написано около 62 г.; 14) "Epistulae morales ad Lucil i um", числом 124, в 20-ти книгах (Авл Геллий упоминает о 22-й книге) — сборник писем философского в литературного содержания, написанных легким и изящным языком; 15) "Ad Gallionem fratrem de remediis fortuitorum" (дошло в извлечении); 16) "Formula honestae vitae" или "De quatuor virtutibus" (быть может, извлечено из "Exhortationes") и 17) "Monita". От нескольких других сочинений сохранились лишь ничтожные отрывки и заглавия; кроме того, существовали сборники писем С. к Новату, Цезонию Максиму и Маруллу. Ему приписывалась подделанная одним христианином переписка с апостолом Павлом, что дало повод некоторым богословам предположить, что С. был тайным христианином. Трагедии Сенеки напечатаны в первый раз около 1480 г. в Ферраре, следующие издания трагедий дали A v antius (1517, Венеция), Delrio (1576, Антверпен), Lipsius (1588, Лейден), Gruterus (1604, Гейдельберг); Gronovius (1661, Лейден), Schr ö der (1728, Дельфт), Bothe (1819, Лейпциг), Peiper и Richter (Лпц., 1867), Leo (1878 — 79, Берл.). Философские произведения С. впервые изданы в Неаполе (1475); дальнейшие издания дали Erasmus (1515, Базель), Muretus (1585, Рим), Gruterus (1593, Гейдельберг), Lipsius (1605, Антверпен), Ruhkopf (1797 — 1811, Лпц.), Fickert (1842 — 1845, Лпц.), Haase (1852, Лпц.). Новейшее издание "Epistulae" дал Hense (1898, Лпц.); "Ароcolocyntosis" издан Бюхелером, вместе с текстом Петрония (1862, 1873, 1882, Б.). Ср. Diderot, "Essai sur les r ègnes de Claude et de Néron et sur les moeurs et les écrits de Sénè que" (П., 1779); Lehmann, "Claudius und seine Zeit" (Гота, 1858); Schiller, "Geschichte des R ö mischen Kaiserreichs unter Nero" (Б., 1872); Auhertin, "S énè que et S. Paul" (П., 1870); Dacbert, "S énè que et la mort d'Agrippine" (П., 1884); Gertz, "Studia critica in Senecae dialogos" (Копенг., 1874); Zeller, "Die Philosophie der Griechen" (III т., 1 ч. Тюбинг., 1880); О. Ribbeck, "Geschichte der R ö mischen Dichtung" (III т., Штутг., 1892); W. Bibbeck, "L. Annaeus Seneca der Philosoph" (Ганновер, 1887); Ziegler, "Geschichte der Ethik" (Бонн, 1882); Gelpke, "De S. vita et moribus" (Берн, 1848); Martens, "De S. vita et de tempore, quo eins scripta philos. composita sint" (Альтона, 1871); Diepenbrock, "Senecae philosophi vita" (Амстердам, 1888); Hochart, "Etudes sur la vie de S." (П., 1885); Martha, "Les mor a listes sons rempire romain" (П., 1865; русс. перевод, M., 1879); Rosshach, "Disquisitiones de Senecae filii scrtiptis criticae" (Бреславль, 1882); его же, "De Senecae recensione et emendatione" (Бреславль, 1837); его же статьи в "Jahrb. f. Philologie" (CC X LIII) и "Hermes"(XVII); Pauly-Wissowa's, "Real-Encyclop ä die der Klassischen Altertums Wissenschaft" (Штуттг., 1894, I); Krohn, "Quaest. ad anthologiam Latinam" (Галле, 1887); Teuffel-Schwabe, "Geschichte der R ö mischen Litteratur" (Лпц., 1890); Thomas, "Rome et l'empire" (П., 1897; русск. пер. СПб., 1899); Schultess, "Annaeana studia" (Гамбург, 1888); Wetzstein, "L. Annaeus Seneca quid de natura humana censuerit" (1881); Zimmermann, "De Tacito Senecae imitatore" (1889); Heikel, "Senecas Character und politi sche Tnä tigkeit aus seinen Schriften beleuchtet" (Гельсингфорс, 1886); Модестов, "Философ С. и его письма к Луцилию" (Киев, 1872). Перевод писем Сенеки напеч. в журнале "Вера и разум" (1884 —1887).
Н. О.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:29 MSK |