[ начало ] | [ С ] |
Сидней Филипп
(Sidney, 1554—86) — английский поэт. Род. в аристократической семье (он был племянником лорда Лейстера), получил прекрасное образование, побывал во Франции, Германии и Италии, всюду знакомясь с поэтами, учеными и художниками, был желанным гостем при дворе королевы Елизаветы и блистал там своим умом, изящными манерами и образованностью; увлекался литературою и очень высоко ставил звание писателя; отличался отвагой и воинственными вкусами, любил необычайные приключения, рискованные экспедиции и окончил жизнь всего 32 лет от роду, на поле битвы близ Арнгейма, сражаясь за свободу и независимость Нидерландов. Из литературных произведений С. наибольшею славою пользовался стихотворный роман "Аркадия", образец того пасторального жанра, который в Италии был представлен в особенности "Аркадией" Саннацаро, в Испании — "Дианой" Монтемайора, во Франции — появившеюся уже в XVII в. "Астреей" д'Юрфе. Вдохновленный первыми двумя поэмами, заимствуя, с другой стороны, некоторые детали из старых преданий о короле Артуре и его рыцарях, С. написал свое знаменитое сочинение, в героях и героинях которого более культурная, получившая по крайней мере внешний лоск часть англ. общества Елизаветинского времени могла узнавать себя, как посетители французских салонов X V II в. — в действующих лицах "Астреи" или романов г-жи Скюдери. О точном воспроизведении природы и сельской или пастушеской жизни в "Аркадии" не может быть и речи; все эти пастухи и пастушки говорят слишком правильным и красивым языком и рассуждают как люди, получившие образование в духе эпохи Возрождения и знакомые притом со светскими приличиями и правилами этикета. Роман далеко не всюду носит, однако, идиллический, безмятежный характер; сложная фабула испещрена вставными эпизодами, несколько тормозящими ход действия, воссоздающими самые необычайные приключения — битвы, похищения, пытки, колдовство, кораблекрушения и т. п. Несмотря на искусственный, условный характер романа, общий ему со всем вообще пасторальным жанром, отдельные места обнаруживают уменье автора изображать душевное состояние своих героев, трогать читателя, писать истинно поэтическим языком. Успех поэма С. имела необыкновенный; многие писатели — напр. Грин, Лодж, даже сам Шекспир, — увлекались ею и заимствовали из нее отдельные детали; в 1624 г. "Аркадия" была переведена на франц. яз. Сонеты С. написаны под сильным воздействием итальянской лирики; им, в общем, недостает простоты и безыскусственности, но кое-где в них ярко отразилась неукротимая, страстная любовь, доходящая до обожания и носящая, как справедливо заметил Тэн, несколько "языческую" окраску. В трактате "Защита поэзии" С. с жаром говорит о высоком назначении поэтического творчества и защищает его от пристрастной и придирчивой критики педантичных и односторонних судей. — Полное собрание сочинений С. ("Complete works") вышло в Лондоне в 1725 г.; другие издания (только известных категорий его произведений) — "Miscellaneous works" (Оксфорд, 1829; Бостон, 1860) и стихотворения (Л., 1873). — См. Zouch, "Меmоirs of the life and writings of sir Philip S." (Л., 1808); Bourne, "Memoir of sir Phil. S." (Лонд., 1862); Lloyd, "Life of sir Рhil. S." (1862); Windischeld, "Die englische Hirtendichtung von 1579 —1625" (1895).
Ю. Веселовский.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:30 MSK |