[ начало ] [ С ]

Симон волхв

(ό μάγος) — из самарийского местечка Гиттон, современник апостолов, основатель существовавшей еще в III в. гностической секты симониан, или еленгиан (по имени его спутницы Елены). По общему мнению древних христианских писателей (Иустин, Ириней, Ипполит, Тертуллиан и пр.), С. был родоначальником гностицизма и всех ересей в церкви. Главные известия о его жизни и учении имеют исторический характер. Первое свидетельство о нем находится в кн. Деян. Апост. (VIII, 9 — 24), где рассказывается, что Филипп (архидиакон), успешно проповедуя евангелие в Самарии, крестил там, между прочим, и одного волхва, С., считавшего себя "чем-то великим", творившего всякие чудеса и имевшего многих последователей, которые видели в нем явление "великой силы Божией". Когда из Иерусалима прибыли ап. Петр и Иоанн, чтобы посредством возложения рук низвести дары Духа Св. на крещенных, С. предложил им денег за сообщение ему их "секрета" и был строго обличен и отвергнут ап. Петром. Дальнейшая судьба С. известна из других источников (главным образом, через Иринея и Ипполита, пользовавшихся не дошедшею до нас "Синтагмой" св. Иустина, земляка С.). Из Самарии С. прибыл в Тир, где на деньги, отвергнутые апостолами, выкупил из блудилища пребывавшую там 10 лет женщину Елену и объявил ее творческою мыслию (έπινοια) верховного Божества, родившего через нее архангелов и ангелов, сотворивших наш мир. Самого себя он выдавал за этого верховного Бога, как являемого в прошедшем, настоящем и будущем (ό εστώς, στάς, στησόμενος). Применяясь к христианским терминам, С. объявил, что он есть "отец", "сын" и "дух св." — три явления единого сверхнебесного (ύπερουράνιος) Бога: как отец, он явился в Самарии в собственном лице С.; как сын — в Иудее, в лице Иисуса, которого оставил перед распятием; как дух св. он будет просвещать язычников во всей вселенной. О нераздельной с ним мысли Божией он рассказывал, что созданные ею космические духи, движимые властолюбием и неведением, не захотели признавать ее верховенства и, заключив ее в оковы чувственно-телесного бытия, заставили последовательно переходить из одного женского тела в другое. Она явилась как гомеровская Елена виновницею Троянской войны, а через 1000 лет очутилась проституткою в Тире, где С., следивший за всеми ее превращениями, подобрал ее, как добрый пастырь потерянную овцу. Известие о путешествии С. в Рим и его успехах там совершенно правдоподобно, но эти успехи, конечно, не доходили до публичных почестей со стороны императора и сената, как сообщают церковные писатели, введенные в заблуждение ошибочным чтением надписи на одной статуе, посвященной латинизованому семитическому божеству Semo Sancus. — Псевдоклементины (тенденциозный сборник рассказов II в., ложно приписанных Клименту римскому) содержат много подробных, но недостоверных сведений о С. — о его долгом противоборстве с апост. Петром в Кесарии и в Риме, о его неудачной попытке вознестись на небо и еще более неудачной — воскреснуть из гроба, куда по его требованию ученики положили его живым, а через три дня нашли мертвым. Основная тенденция при вымышленном изображении С. в Клементинах — отождествление его с ап. Павлом, как "врагом Моисеева закона и лукавым извратителем истинного христианства". У исторического С. как родоначальника гностики и ап. Павла была лишь та общая черта, что оба они, хотя в различных направлениях, решительно вывели религиозную мысль христиан из пределов современного им ортодоксального иудейства. Хотя С., несомненно, был причастен эллинистическому образованию, но прямая принадлежность ему теософского сочинения "Великое изъяснение" (μεγάλη απόφασις), откуда значительные отрывки приводятся у Ипполита, подвергается сомнению; во всяком случае достоверно, что это любопытное сочинение, при религиозно-мистическом содержании пропитанное философскими понятиями Гераклита, Эмпедокла, Аристотеля и стоиков, вышло из среды ближайших последователей С. Абсолютное начало всего возможного и действительного автор μεγ. απόφ. обозначает как двойственный огонь — скрытый и явный (πϋρ διπλουν — το μέν τι κρυπτόν, το δέ τι φανερον); первый скрывается во втором, второй возникает из первого; помимо метафорического названия сверхнебесного огня (το πύρ ύπερουράνιον), абсолютное начало С. обозначается и философски посредством аристотелевых понятий δύναμις и ερέργεια (потенция и акт). Первый акт абсолютного начала есть всеобъемлющая мысль (επινοια), мысленно рождая которую абсолютное определяется как ум и отец. Первая чета (συζυγία) — ум и мысль, обращаясь внутренне на себя, развиваются в две другие: звук и название, рассудок и вожделение. Скрывающееся в этих "шести корнях бытия" единое абсолютное первоначало само по себе есть невидимая сила, непостижимое молчание (δύναμις σιγή αορατος, άκαταληπτος); в своей чистой потенциальности, как нераскрывшийся зачаток, или точка бытия, оно есть по преимуществу малое (το μικρόν); но, будучи таковым лишь для видимости, оно становится великим, определяясь в себе как ум и мысль и вечно выводя из себя все дальнейшие определения мира умопостигаемого — а эго мысленно великое становится беспредельным в явлениях реального мира, который развивается по той же схеме активно-пассивных, мужеско-женских сочетаний, как и мир умопостигаемый. Первой сизигии (уму и мысли) соответствуют здесь небо и земля, второй (звуку и названию) — солнце и луна, третьей (рассудку и вожделению) — воздух и вода. Единый подлинный деятель и двигатель всего этого логического и физического процесса есть то же самое абсолютное начало в своей являемости, или "явный огонь", великая творческая сила, "изображающаяся" во всем видимом и невидимом — тот έστώς οτάς, στησόμενος, с которым отождествлял себя С. В μεγ. απόφ. этот актуальный сущий (ών) бог представлен говорящим предвечной или предсуществующей (προυπάρχουσα) силе божества (абсолютному первоначалу как такому); "я и ты — одно, прежде меня — ты, то, что за тобою, — я". Этот "второй бог" — или всецелая действительность абсолютного — называется также седьмою силою, как завершение всех дел, исходящих из семи корней бытия в горнем и дольнем мире. Между этим умозрением и мистическим романом ума и мысли, С. и Елены, нельзя установить прямой связи, вероятно потому, что μεγ. απόφασις не дошла до нас в полном виде. Из последователей С. и Елены церковные историки не называют крупных имен; непосредственно за С. выступает Менандр, близкий к нему, но самостоятельный гностик. Главные источники: Ипполит и Ириней (последний есть в русский перев. свящ. Преображенского, М., изд. ред. "Правосл. обозр."). В новейшей лит. главное соч. — Adolf Hilgenfeld, "Die Ketzer geschichte des Urchristenthums" (Л., 1884).

Вл. С.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:30 MSK