[ начало ] | [ С ] |
Славословие
— в богослужении слова, содержащие в себе славу,
прославление
Бога: "Слава Отцу и Сыну и Св.
Духу!", "Слава тебе, Господи, слава тебе!" и т. п. Кафизма (см.) состоит из трех
частей, из которых каждая называется славою, потому что по прочтении каждой
части поется: аллилуия (трижды), слава тебе, Боже, Господи помилуй
(трижды), Слава Отцу и Сыну и Св. Духу. Самою древнею и употребительною песнею в
христианской церкви первых веков было так называемое малое С., древняя
формула которого читалась так: "Слава отцу и Сыну и Святому Духу и во веки
веков". Иногда его произносили так: "слава Отцу и Сыну со Св. Духом" или
"слава Отцу в Сыне и во Св. Духе". С появлением арианской ереси последняя
формула приобрела в устах еретиков такое значение, как будто Сын и Св. Дух ниже
Отца. Окончательное установление употребительной ныне формы малого С. ("Слава
Отцу и Сыну и Св. Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь") относят к IV
веку. По принятому мнению, это С. составлено на Никейском соборе Флавианом
Антиохийским в опровержение еретических мнений (ариан и савелиан). Это С. имеет
весьма обширное употребление в христианском богослужении, так как в нем кратко
изображается все существо Пресв. Троицы. Великое С. (начальные слова его
—С. ангельское: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение",
Лук. II, 14) — одна из древнейших христианских песней, известная в церкви с
самых первых веков. В Постановлениях Апостольских (кн. VII, гл. 47) она уже
читается почти в том самом составе, в каком поем ныне; там же она называется
утреннею песнию. Кем добавлены к ангельскому С. последующие слова неизвестно;
они все взяты из писаний пророческих или евангельских. В западной церкви великое
С. употреблялось по преимуществу на литургии в воскресный день, в Пасху и другие
торжественные дни; его пели одни епископы, исключая дня Пасхи, когда позволялось
петь его и священникам. В восточной церкви великое С. пели как епископы и
священники, так и народ. "Святый с С." называется тот чествуемый церковью
святой, служба которого обозначается в месяцеслове знаком
красного
цвета: великое С. в эти дни
поется, а не читается. См. прот. К. Никольский, "Обозрение богослужебных книг
православной российской церкви по отношению их к церковному уставу" (СПб.,
1858); архим. Гавриил, "Руководство по литургике, или наука о православном
богослужении" (Тверь, 1886); прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря
собственных имен" (т. IV, СПб., 1884); П. Лебедев, "Наука о богослужении
православной церкви" (М., 1890); еп. Нестеровский, "Литургика или наука о
богослужении православной церкви" (Курск, 1895).
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:32 MSK |