[ начало ] [ С ]

Современное римское право

выражение, ведущее свое происхождение от XVII в., когда, после окончательного утверждении римского права в Германии, последнее было приспособлено к потребностям современной жизни и вылилось в особую, римско-германскую теорию, носившую название usus modernus pandectarum. В XIX в. стали передавать это выражение словами С. римское право, получившими полное право гражданства после появления "System des heutigen R ö mischen Rechts" Савиньи. Создание С. римского права представляет собой долгий исторический процесс, известный под названием рецепции римского права на Западе, в течение которого римское право столько же воспринималось, сколько и видоизменялось, в интересах применения к жизни.

I. Римское право в ранний период средних веков. После падения Западной римской империи римское право продолжало применяться на основании личного принципа подсудности преимущественно, если не исключительно, к отношениям старых римских граждан как в Италии, так и вне ее. В интересах правильного применения этого права короли остготский, бургундский и вестготский издали около 500 г. специальные сборники римского права, так называемый leg e s Romanae: Burgundiorum (называемый также Папиан, изд. кор. Гундобадом), Wisigotorum (наз. также Бревиарием Алариха, по имени издавшего его короля) и Edictum Theodorici (изд. Теодорихом для остготских римлян). При восстановлении римского господства в Италии в 554 г. на нее было распространено действие Юстинианова права. В Риме существовала в то время специальная школа для изучения права, где была составлена глоссированная рукопись институций, носящая название турингской. Как показывают упомянутые выше lege s Romanae, в отдельных странах выработался самостоятельный usus modernus римского права, отразившийся на составе этих сборников римск. права. Бургундские и остготские leges romanae представляются слабыми опытами передачи римского права, в значительной степени уже искаженного чуждыми влияниями; но Бревиарий Алариха отличается выдающимися достоинствами и чистотой передачи. Римский быт и нравы в Испании, очевидно, были меньше затронуты переселением народов, чем в Италии; в Испании сохранилось и больше ученых сил, способных к кодификации. Наиболее смутен период истории римского права с VII по Х в. Савиньи, а за ним и ряд новейших исследователей (Фиттинг, Штинцинг, Фиккер и др.), доказывают непрерывность традиций римского права, относя к этим векам некоторое количество памятников римского права (фрагменты различных комментариев, отрывки дигест, кодекса, сборники юрид. изречений, формул, словари и т. д.), дошедших до нас без указания времени их происхождения, и допуская, на основании некоторых отрывочных свидетельств, существование особых юридических школ и специалистов-юристов, воспитанных на римском праве. Главным доказательством непрерывности традиций римского права служит высокий уровень двух трудов по римскому праву (Брахилогус и Exceptiones Petri), относимых к Х — ХI вв. и указывающих на серьезное знакомство с римским правом, невозможное без предшествовавшей культуры; да и расцвет изучения римского права в болонской школе (см. Болонский унив. и Глоссаторы) XII в. представляется непонятным без подготовительной деятельности, хотя предание и приписывает всецело открытие важности источников римского права глоссатору Ирнерию. Конрад (Кон) и Флак возражают на эти доводы указанием на полную неопределенность времени составления памятников, относимых к эпохе VI — XI вв. Что касается указаний на школы, то за этот период речь может идти только об общих школах грамматики (trivium), где римское право если и изучалось, то лишь как материал для грамматических упражнений, а не с точки зрения интереса к его нормам. Условия быта, подвергнувшегося многообразным изменениям вследствие сильного наплыва германского и иных элементов в народную жизнь не только Германии, но и Италии, Испании и Франции, а также неопределенность социально-экономических устоев, совершенно отличных от римских, во всяком случае, мало благоприятствовали проложению римского права в жизни. Может быть, жило глухое сознание его авторитета; нотариусы, в формулах сделок, иногда ссылались на него для сообщения им большей силы, но без всякого понимания и даже знакомства с римскими нормами. Известные тогда сборники римских норм играли роль больше священных книг, чем практических руководств (см. Глоссаторы). Практическое изучение направлено было в Италии гораздо более на лангобардское право, чем на римское. Римским правом, правда, руководствовалась церковь (ecciesia vivit lege romana), но и ей, по-видимому, не было известно римское право в его первоисточниках: она довольствовалась вульгарными сведениями о римском праве и сокращенными компендиумами.

II. Римское право в позднейший период средних веков. Возрождение изучения римского права и расцвет его в школе глоссаторов совпадают с широким развитием торговли и поднятием экономического уровня Италии, особенно городских итальянских республик, а также южной Франции. "При обширных сношениях, при цветущей торговле оказались неудовлетворительными как германское народное право, так и право лангобардское. Социальные отношения нуждались в гораздо более развитом гражданском праве, чем то, которое могло быть найдено в этих источниках" (Модерман). В поисках за более подходящими нормами естественно было натолкнуться на хорошо известное по традиции, но плохо понимавшееся прежде римское право, и открыть в нем ту мудрость, которая восхитила глоссаторов. Сделавшись, благодаря деятельности Ирнерия и его последователей, центром изучения римского права, Болонский унив. начал привлекать к себе массы учеников, обеспечивавших продолжение изучения римского права в самой Италии и распространявших его на другие страны. В Италии, покровительствуемое сперва папами, затем императорами, это изучение выразилось в создании двух преемственно развивавшихся школ глоссаторов и постглоссаторов (см.), разработавших источники римского права и постепенно приспособивших их к современной жизни. Благодаря деятельности этих ученых остальная Европа — и в особенности Германия — не только узнала римское право, но и положила его в основание своего дальнейшего развития. Во Франции традиции римского права были крепки с очень раннего времени средних веков. Свидетельством этого служит Brachylogus juris civilis, составленный ок. Х в. в Орлеане. При той борьбе за право, которая велась до выработки более или менее прочных норм обычного права (см. соотв. статью), римское право, рядом со Свящ. Писанием, служило нравственной опорой и часто помогало достигнуть победы, особенно там, где отношения, как на юге Франции, были очень развиты и процветали промышленность и торговля. Здесь именно римское право утверждается настолько, что мало-помалу южная Франция становится страной "права писанного", т. е. римского. Римские нормы, главным образом касающиеся обязательственного права, проникают постепенно и в страны "права обычного"; северные кутюмы воспроизводят римские нормы. Во второй половине XII в. в Монпелье основывается Университет, где преподает римское право известный глоссатор Плацентин; в Провансе позднее то же делает Ацо. Постепенно изучение римского права во Франции утверждается; на этом поприще выдвигаются Жак де Ревиньи, Пьер Бельперш, Гюлльом де Кюнео, Петр и Иоанн Фаберы, бывшие профессорами в Университетах Тулузы, Орлеана и Монпелье. Создается особый класс "легистов" (см.), сыгравших огромную политическую роль во Франции. Изучение римского права во Франции не ведет за собой, однако, полного господства его норм в жизни в ущерб праву туземному, а тем менее — к полной рецепции его источников взамен национальных законов, как это имело место в Германии. Римское право приобретает во Франции значение средства научной обработки туземного права и, восполняя последнее, воспринимается в состав его после тщательного согласования его положений с потребностями быта. Самостоятельной силы, вне санкции каждой нормы специальным законом или намеренным включением в туземный источник, римское право но имеет. Поскольку юристы Франции посвящают себя изучению его всецело, они разрабатывают его уже как чистое, а не как С. римское право. В конце XV в. здесь возникает так назыв. "филологическая", или "элегантная", школа юристов, занявшаяся исторической и филологической критикой трудов глоссаторов и комментаторов, доказывавшая извращение ими подлинного смысла римских источников и восстановлявшая последние в их настоящем виде. Эта школа дала ряд замечательных трудов, завершающихся знаменитыми произведениями Потье (см.). Изучение туземного и римского права в связи с жизнью и историей помогло французским юристам прекрасно разобраться в законодательном материале; отбросив из римского права все отжившее и не подходившее к новой жизни, они ввели во франц. право все "общечеловеческие" основы римского и укрепили строй новой гражданско-правовой жизни, нашедший себе выражение во франц. гражданском кодексе (см. Кодификация). В Англию римское право проникло в XII в., когда магистр Вакарий, один из глоссаторов, основал для изучения римского права школу в Оксфорде. В позднейших трудах английских юристов влияние римского права сказывается на теоретической обработке туземного права (влияние Ацо на Брентано). Что касается практического приложения его норм к жизни, то английские юристы всегда были ему враждебны. Правовые устои английской жизни ко времени расцвета изучения римского права были настолько уже выработаны и определены в своих принципах, что помощь римского права была излишня. Политическое значение римского права, имевшее место во Франции в смысле поддержки прав королевской власти, а в Германии — притязаний императора на безусловную власть, в противовес папам, — было противно интересам английского общества; юристы отрицательно относились к римскому праву именно из-за провозглашенного им правила: princeps legibus solutus est. Лишь в области международных сношений, где благодаря континентальным привычкам имела значение аргументация, основанная на римском праве, английские юристы пользовались им в своих интересах. В Германии рецепция римского права приняла обширные размеры, закончившись воспринятием в качестве источника права всего Corpus juris civilis, хотя началась гораздо позднее, чем во Франции и Англии. Развитие университетов в Германии начинается только с половины XIV стол., и хотя с этого времени идет чрезвычайно быстро, но преподавание римского права долгое время заменяется преподаванием канонического или стоит позади последнего. Лишь с XV в. университеты начинают выпускать достаточное количество образованных докторов права, способных руководить правосудием и распространять в жизни сведения о римском праве. В судебную гражданско-правовую практику римское право, по-видимому, проникает также не ранее первой половины XIV в.; первый комментарий к Саксонскому зерцалу (см.). написанный Иоганном Бухом и носящий на себе заметные следы влияния канонического и римского права, относится к 1330-му году. Значительное количество работ, основанных на римском праве, появляется лишь в конце XIV и начале XV вв. В политической сфере влияние римского права началось, однако, гораздо раньше. С Х в. король германский считает себя преемником власти римского императора и, подобно папам, опирается в своих притязаниях на римские законы. В борьбе с папами римские законы служат императорам новую службу, подкрепляя верховенство светской власти над духовной. Вследствие этого из защитников римского права и покровителей университетов и докторов права папы обращаются в их противников. Доктора права группируются вокруг императоров, помогая им в борьбе с папами, защищая привилегии их внутри государства и поддерживая их в международной политике. Итальянские юристы создают для этого целые политические доктрины, опирающиеся на римское право. Распространение римского права в Германии совершается сверху вниз, а не наоборот. Прежде чем оно стало руководить внутренней, гражданско-правовой жизнью, оно имело уже за себя официальный авторитет. Рецепция римского права в гражданско-правовой сфере развивается в связи с состоянием германского права, строем социально-экономической жизни и процесса. Условия, поведшие во многих случаях к рецепции римских норм в кутюмы Франции (см. соотв. статью), существовали в Германии в еще большей степени, так как здесь не было совсем центральной власти и ее представителей — судей, способных примирять страсти в силу авторитета этой власти. Партикуляризм норм дошел до крайнего предела. Пока жизнь была проста или укладывалась в строгие рамки феодальных отношений, шеффены, выбиравшиеся из местных жителей, часто неграмотных, могли еще справиться с делом, постановляя решения "nach Vernunft, Witz und Gutd ünken"; но отношения становились все сложнее. В Германии в XIV в. наступают явления, характеризовавшие социально-экономическую жизнь итальянских городов перед появлением глоссаторов. Развивающийся гражданский оборот и здесь требует суда, организованного формально и опирающегося на твердые нормы. Выбитая из старых патриархальных устоев жизнь ищет права и, естественно, берет то, что ближе попадается под руку и имеет за себя авторитет. Слава римского права дошла с юга, из Италии и Франции, и до Германии; оно имело за себя и санкцию императора. Понятно, что его влияние стало чрезвычайно сильно, тем более, что в его нормах находили опору как раз наиболее сильные и прогрессивные общественные элементы. Окончательное закрепление роли римского права в Германии совершается, в связи с судебной реформой, в конце XV в. В 1495 заканчивается борьба императора Максимилиана I с немецкими князьями, одним из условий соглашения с которыми было учреждение императорского суда с заимствованным из Италии римско-каноническим процессом, основанным на строгих формах производства и формальной теории доказательств и не оставлявшим места усмотрению ни судей, ни императора. Суд заполнен был учеными юристами и начал свою объединяющую деятельность в качестве общеимперского суда путем усиленного насаждения и господства римского права. С окончательным утверждением в центральном суде ученых судей и формального процесса преобразуются и низшие, подчиненные ему суды, а также и вспомогательные органы: нотариусы, адвокаты, принужденные учиться римскому праву. XV в. представляет собой в Германии господство "полуобразованных юристов" и "популярной литературы" римского права. Появляется множество наскоро составленных руководств римского права и процесса, по которым и обучаются судебные деятели и лица, интересующиеся судебной практикой и правом, пока суды окончательно не заполняются подготовленными в университетах романистами и более глубокое изучение римского права не пускает на германской почве прочных корней. В XVI в. рецепция римского права стала совершившимся фактом. Ясно наметившиеся с этого времени преобразования в строе общественной жизни определили дальнейшие успехи римского права. Развитие постоянных армий заставляет одних помещиков возвратиться в свои имения, чтобы заняться хозяйством, других — пойти в чиновники, судьи и адвокаты. Первые ощущают потребность в свободном распоряжении своей землей, устранении всех зависимых форм владения и удалении со своих земель старых зависимых их обладателей. Доктрины римского права идут навстречу этой тенденции, показывая, что собственность терпит рядом с собой лишь сервитут и аренду, а не другого вещного владельца. Следует массовое изгнание крестьян и других владельцев с земель, обращение их в простых рабочих. Отсюда крайнее недовольство юристами, воспитанными на римском праве. В конце XVII в. в некоторых местностях Германии, не знавших раньше крепостного права, вследствие крайнего разорения населения после тридцатилетней войны установляются отношения помещиков к крестьянам, похожие на старые крепостные и даже рабские: романисты тотчас же облекают их в формы римского рабства. Римское право воспринимается Германией таким путем in complexu, по крайней мере в размере глоссированных постановлений. Положение: чего не знает глосса, не знает и суд, имело значение и в Германии, как в Италии. Применение к новой жизни права, выработавшегося в иной среде, влечет за собой много затруднений, создавая особый метод (см. Пандекты), вызывая споры и основанные на неясности источников кляузы. Не приведенные в систему, часто противоречивые источники дают богатую жатву адвокатам и облегчают злоупотребления судей, лишенных надлежащего контроля при тайном письменном производстве и формальной системе доказательств. Жалобы на крайне неудовлетворительное состояние правосудия в Германии раздаются во все время рецепции. В XVII в. появляется несколько трудов, яркими красками описывающих положение С. римского права и основанного на нем правосудия (особ. Бурхгарт). Большие государства (Пруссия, Бавария и Австрия) ищут спасения от него в особых кодексах; более мелкие обречены на его господство ввиду выгодности прикрываемого им произвола для многих властных людей. В последний раз старые жалобы были повторены в 1814 г. Тибо, в эпоху которого дело не стояло лучше, чем в XVII в. Со времени Савиньи место старых глосс, литературы и communis opniio doctorum занимают чистые источники римского права. Благодаря окончательному установлению в социальной жизни господства свободной собственности и договора, этих коренных основ и римского социального строя, применение этих чистых римских источников во многих отношениях облегчается, чем как бы подчеркиваются "общечеловеческие основы" римского права. Но рядом с этим выступают и другие стороны современной жизни, не укладывающиеся в римские рамки. Преобразовался совершенно юридический строй семьи, в смысле замены строгой римской родительской и супружеской власти германскими началами опеки и защиты; развился граждански оборот, выдвинувший новые институты и формы отношений и преобразовавший всю структуру обязательственного права (передача обязательств. договоры в пользу 3-х лиц, представительство и т. д.) и простерший свое влияние и на вещное право (ограничение виндикации, ипотечная система). Прямое вмешательство государства создало или преобразовало многие иные стороны гражданско-правового быта. Конструкция (см.) отношений современного быта становилась все более и более затруднительной; отсюда в литературе С. римского права снова возникает ряд неразрешимых контроверз, выхода из которых ищут в абстрактных посторонних, возвращающих нас снова ко временам схоластики. Создание общегерманского уложения кладет конец господству С. римского права не только в жизни, но и в школьной системе (см. Пандекты). В этот кодекс во многом вошла старая юридическая техника и терминология С. римского права, но все же он совершенно не похож на старые пандекты. Новые курсы германского гражданского права мало-помалу отстают и от старого языка С. римского права. По-видимому, старому методу изучения римского права не суждено возродиться. В науке на место изучения С. римского права становится изучение чистого римского права, в его собственных основах.

Литература. Savigny, "Geschichte des Röm. Rechts im Mittelalter"; Conrad (Cohn), "Geschichte der Quellen und Litteratur des römichen Rechts in früheren Mittelalter " (Лпц., 1889); J. Flach, "Etudes critiques sur l'histoire du droit romain au moyen âge avec textes iné dits" (Пар., 1890); Муромцев, "Рецепция римского права" (М., 1886); Модерман, "Рецепция римского права" (пер. А. Камини, СПб., 1888); Сокольский, "Очерк истории науки и литературы римского права в ранний период средних веков" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1891, № 2). О курсах С. римского права см. Пандекты.

В. Н.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:34 MSK