[ начало ] [ С ]

Согласие "некрещеных старообрядцев"

— беспоповщинский толк, образовался в сравнительно недавнее время из "Спасова Согласия", или "глухой нетовщины". Последователи Спасова С. отличаются от других беспоповцев тем, что сами не совершают крещения, утверждая, что крещение, как таинство церковное, может быть законно совершено только лицом "освященным"; поэтому они крестят своих детей в православной церкви, хотя делают это, как они выражаются, лишь "по нужде". В то же время, они находятся в большом сомнении относительно совершителей этого таинства и во время крещения раздают своим сотолковникам "тайную милостыню", прося их молиться Богу, чтобы Он Сам довершил крещение. Но некоторые из последователей "Спасова С.", вероятно, под влиянием толкования других беспоповцев, что "еретическое крещение несть крещение", пришли к ложной мысли, что крестить младенцев в православной церкви нет никакой пользы, но сами совершать крещение они не решаются. И вот, они решили оставлять своих детей совсем без крещения. Таким образом появилось отдельное С. "некрещеных старообрядцев". В свое оправдание "некрещеные" ссылаются на "Книгу о вере", в которой, в главе "Об отступлении юнитов" от греко-восточной церкви, сказано, что тогда "великое множество младых детей без крещения, больных без причастия и умерших без погребения было". По сообщению проф. Н. Ивановского ("Отрицание крещения в секте Спасова С.", "Церковные Ведомости", 1893, № 30, и "Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола", Казань, 1897, ч. I, стр. 129), последователи С. "некрещеных старообрядцев" взамен крещения заставляют кого-либо из "невинных" детей — или повивальную бабку — надеть на новорожденного крест, при чтении 50-го псалма. Прием в С. происходит посредством положения семипоклонного начала. С. "некрещеных" существует в Васильсурском и Макарьевском уу. Нижегородской губ.

Ср. "Новое С. в расколе "некрещеных" ("Церк. Ведом.", 1891, № 32, стр. 1082—83).


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:34 MSK