[ начало ] [ С ]

Спасание на водах*

— Спасанием судов и грузов занимаются особые общества, преследующие коммерческие цели; в России существует одно такое общество — Российско-балтийское спасательное общество. Спасание же гибнущих на воде людей поставили себе целью довольно многочисленные благотворительные общества подачи помощи при кораблекрушениях, которые учреждают в наиболее опасных пунктах прибрежья спасательные станции с надлежащими приспособлениями и подготовляют спасательные команды.

Впервые общественная благотворительность выступила на поприще С. на водах в 1789 г. в Англии; побуждением послужила гибель корабля "Adventure" со всем экипажем в устье реки Тайн. Затем это дело долгое время не получало дальнейшего развития, и лишь в 1824 г., благодаря деятельности сэра Уильяма Гиллари (Hillary), было учреждено National Institution for the preservation of life from shipwr e ck; из этого общества в 1854 г. образовалось нынешнее Royal national life-boat Institution for the preservation of life from shipwreck; в 1894 г. оно имело 308 спасательных лодок и 307 ракетных станций; станции соединены между собой телеграфом; со времени основания обществом спасены 40000 человек; капиталы общества — 600000 фунтов стерлингов. Во Франции в 1865 г. учреждено Soci été centrale de sauvetage des naufragé s, которое в 1899 г. имело 85 лодочных спасательных станций, 75 постов 1-го класса с пушками и 379 постов 2-го класса, с ручными орудиями и ракетами; бюджет общества — 254 тыс. франков; станциями общества спасены 1084 судна и 11727 человек. В Германии было учреждено в 1865—66 гг. Deutsche Gesellschaft zur Rettung Schiffbr ü chiger, в состав которого вошли возникшие несколько ранее отдельные немецкие спасательные общества; обществу были также переданы устроенные прусским правительством по берегу Балтийского моря спасательные станции; в настоящее время это общество заведует всем делом С. на водах в Германии; центральное управление находится в Бремене, отдельные станции подчинены окружным управлениям; число членов 50000, ежегодные расходы до 200000 марок; общество имеет 116 спасательных станций (67 на берегу Балтийского моря, 49 на берегу Немецкого моря); 48 станций имеют спасательные лодки и ракетные аппараты, 52 — только спасательные лодки и 16 только ракетные аппараты; спасено людей 1961 (до 1892 г.). В Бельгии дело С. на водах существует с 1838 г. и находится в ведении морского министерства; по берегу расположены 7 главных станций, из которых при 4 состоят еще второстепенные станции; каждая станция снабжена лодкой, орудием на лафете с линем, ящиком с хирургическими инструментами и т. д. Испанское общество Sociedad Espanola de Solvamento de Nanfragos основано в 1880 г. и ему были переданы спасательные лодки и другие принадлежности, состоявшие в ведении морского министерства; до 1897 г. учреждениями общества спасено 854 человека; общество выдает также награды за С. людей помимо средств общества. В Португалии Instituto de soccorros a naufragos основано в 1892 г.; в пользу общества установлены особые портовые и судовые пошлины; учреждение состоит в ведении морского министерства. Итальянское общество Societa italiana per procedere al soccorso dei Naufraghi основано в 1872 г.; общество устроило 9 спасательных станций трех разрядов. Другое итальянское общество С. Societa Ligure di salvamento не имеет лодок и спасательных приборов, только спасательные убежища (47), где находятся необходимый инвентарь, провиант, теплые одеяла, медикаменты и т. д.; общество имеет у берегов свою сигнальную систему специально в местах морских купаний, чтобы предупреждать купающихся и находящихся на море в шлюпках лиц от морских прибоев и опасного состояния погоды; оно заботится также о бедных семьях лиц, погибших при крушениях. В Турции спасательное дело было организовано представителями европейских государств, которые образовали в 1883 г. международное спасательное общество для берегов Европейской и Азиатской Турции; во главе общества состоит комиссия из европейцев; в 1893 г. было 7 станций на европейском берегу и 8 на азиатском; кроме того, общество содержит плавучий маяк при входе в Черное море и второй числится в резерве; в 1893 г. общество имело 6 спасательных шлюпок и 4 транспортных парусных судна. В Дании дело С. на водах организовано с 1850 г., принадлежит к правительственным учреждениям и подчинено министру земледелия; существует 51 спасательная станция, соединенные между собой телефоном и телеграфом; до 1897 г. спасено 6615 человек. В Норвегии Norsk Selskab til Skibbrundnes Redning имеет частный характер и получает лишь ежегодную субсидию; имеет 12 станций с лодками и ракетными приборами. В Швеции нет организованного общества С. на водах; лишь несколько станций с лодками и ракетными приборами, расположенные на низменных берегах, находятся в ведении правительства; для помощи рыболовам правительство дает на зиму небольшую канонерскую лодку.

В России первым по времени обществом С. на водах явилось местное выборгское, с крайне ограниченным кругом деятельности. Мысль об устройстве в России целого ряда морских спасательных станций на средства частных лиц возникла в среде моряков по почину капитана 1 ранга Фрейганга († в 1880 г.), который в 1866 г. собрал небольшую сумму денег и предложил объявить общую подписку между моряками. Проект учреждения спасательного общества обсуждался в особом комитете, под председательством адмирала К. Н. Посьета, из представителей от министерств морского и финансов и от биржевых комитетов. В 1871 г. был утвержден устав Общества подачи помощи при кораблекрушениях; оно поставлено в ведение морского министерства, под председательством одного из адмиралов; покровительство над обществом приняла на себя цесаревна Мария Феодоровна (ныне вдовствующая Государыня Императрица). Сумма, собранная до образования общества (свыше 60000 руб.), составила неприкосновенный основной капитал. В 1880 г. состоялось переименование его в Общество С. на водах, а в 1892 г. обществу даровано право именоваться Императорским Российским обществом С. на водах. В 1894 г. утвержден новый устав, причем задачи общества значительно расширены: кроме С. людей, гибнущих на водах, в круг задач общества входит теперь и принятие мер к предупреждению гибели людей и судов и к устранению причин ее. Общество имеет право вознаграждать за самоотвержение и отвагу при С. погибающих и за другие услуги обществу денежными выдачами, похвальными отзывами (3-х степеней), серебряным и золотым знаком общества, серебряной и золотой медалью, званием почетного члена и, наконец, в случаях особенно выдающихся услуг, испрашивать Высочайших наград лицам, особенно отличившимся; заведование делами общества принадлежит главному правлению в С.-Петербурге — из председателя, двух товарищей и 12 членов; в председатели общества выбирается исключительно адмирал или состоящий в морском ведомстве генерал. Технической частью заведует главный инспектор общества, при котором состоят инспектора-помощники. Заведование делами в пределах одной губернии или области принадлежит окружным правлениям, которые состоят из председателя, товарища и 6—9 членов, избираемых окружным общим собранием на три года. В случае устройства нового спасательного учреждения в местности, не вошедшей еще в состав какого-либо округа, учреждается, из местных членов общества, внеокружной отдел общества.

Спасательные учреждения общества: спасательные станции морские, озерные, речные, летние и зимние, а также ракетные станции, посты, приюты и крейсеры. Морская спасательная станция состоит из морской спасательной лодки, с телегой или без нее, спасательных принадлежностей и сарая; озерная и речная станции состоят из речной спасательной лодки, спасательных принадлежностей и сарая; ракетная станция состоит из одной или двух ракетных телег, для перевозки помещаемых в них ракет и ракетных спасательных принадлежностей, и сарая; зимняя спасательная станция состоит из двух санных лодок, спасательных принадлежностей и сарая; спасательную полустанцию составляют простая (не спасательная) лодка, с постоянным при ней гребцом, спасательными приборами и будкой для гребца. Спасательной станцией как морской, так и речной, непосредственно заведует рулевой или атаман ее лодки. Спасательные посты I разряда имеют, кроме ручных спасательных приборов, местную лодку без гребца, предназначенную к тому, чтобы каждый мог ею воспользоваться для подачи помощи тонущему; посты II разряда снабжены одними ручными спасательными приборами. Спасательные посты и полустанции ставятся в таких прибрежных местах, в которых бывает скопление народа, близ переправ летних и зимних, на пристанях, вблизи купален, у мостов и т. п., а также в местах, где можно ожидать несчастий во время разлива рек; сообразно с местными условиями, спасательный пост снабжается различными спасательными принадлежностями, которые развешиваются на особых щитах или стойках, на стене здания или на заборе. При спасательных учреждениях, устраиваемых при переправах, имеется колокол или ревун, для действия им во время тумана, пасмурности и метелей, а также отличительный фонарь для поднятия в ночное время на флагштоке, служащем для подъема флага днем. По мере возможности, главные посты обращаются в спасательные станции через постановку в них небольших лодок, речных или санных, с двумя или с одним гребцом. Если спасательная станция или пост находятся вдали от всякого жилья, то при них устраивается приют для спасенных; по мере надобности такие приюты устраиваются и при постах и станциях, находящихся среди населенных мест. Для постоянного плавания, в продолжение всей навигации, близ таких мелей или подводных каменных гряд, которые находятся на значительном расстоянии от берега и особенно опасны для проходящих мимо их судов — устраиваются крейсеры, которые, отличаясь днем особой окраской корпуса и парусов, а ночью — особыми огнями, предупреждают собой приближающиеся суда о близости подводной опасности. Деятельность общества, за все время его существования, была направлена, главным образом, на устройство и содержание спасательных станций, крейсеров, постов, приютов, а также на приобретение и пересылку спасательных судов и снарядов. В 1894 г. в ведение общества были переданы также 5 спасательных станций морского министерства. Одной из заслуг общества является устройство станции-приюта на Новой Земле для русских промышленников, остающихся на зиму на острове, а также для лиц, терпящих крушение вблизи острова; учрежденная обществом в 1878 г., станция была передана в 1894 г. в ведение правительства. В 1879 г. при главном правлении общества был устроен склад для хранения спасательных судов и снарядов до отправления их в местные учреждения; при складе же, на пруде, устроено крановое приспособление для испытания самовосстановляемости морских спасательных лодок.

В 1877—78 гг. общество открыло сбор пожертвований в пользу вдов и сирот воинов, погибших на водах во время русско-турецкой войны, причем собрано было 94235 руб.; так как ежегодный расход на эту цель довольно незначителен, то часть этого капитала с наросшими процентами была обращена на постройку в С.-Петербурге дома и склада общества. В видах принятия предупредительных мер против несчастий на воде, общество входило в сношение с правительственными учреждениями относительно дополнительного описания внутренних наших вод, обозначения фарватеров судоходных рек, устройства новых маяков, установки на рейдах, в нужных местах, мертвых якорей, введения сигналов об ожидаемых бурях, издания обязательных правительственных распоряжений о снабжении всякого рода судов соответственными спасательными принадлежностями, принятия мер для предупреждения несчастий во время наводнений, содержания в исправном виде перевозочных судов и соблюдения надлежащего порядка на переправах, предохранительного мятельного звона в церквах и на маяках и т. д. Общество привлекло к делу С. на водах чинов таможенного ведомства, выдавая им награды за подвиги С. и снабжая их за свой счёт сигнальными фонарями. Общество также заботится об обеспечении средствами к жизни лиц, пострадавших при спасании, и их семейств и с 1875 г. образовало для этой цели особый страховой фонд. Общество принимало также меры к распространению в публике сведений о деле С. на водах и обращалось с воззваниями, устраивало публичные лекции и т. д. С той же целью издается с 1891 г. журнал "Спасание на водах" и издан ряд брошюр, карточек с рисунками и описанием употребления спасательных приборов. При обществе также производится наглядное преподавание приемов оживления утопленников. За первые 25 лет существования (1871—96 гг.) поступило в кассу общества 1659299 руб.; главнейшие из поступлений: пожертвования — 59463 руб., поступления от казны и правительственных учреждений — 603857 руб., проценты с капиталов и премии при конверсиях — 290151 руб. С 1875 г. общество получает ежегодное правительственное пособие в 25000 руб. С 1873 г. для увеличения средств обществу был разрешен несколько раз кружечный сбор в церквах. Израсходовано было по 1896 г. всего 1336588 руб. В 1899 г. число округов общества равнялось 79 и при них 57 отделов, внеокружных отделов 12; число членов — свыше 11000; спасено людей, погибавших на воде, с 1872 по 1898 гг. (включительно) 11014, предупреждено крушений судов 931 (в эти цифры не входит число людей и судов, спасенных постами пограничной стражи). Спасательных учреждений общества, снабженных теми или другими спасательными средствами, в 1899 г. было 1405, в том числе: лодочных морских спасательных станций 57, морских ракетных спасательных станций 29, крейсерских наблюдательных ботов 2 (при двух опасных мелях Балтийского моря — Вульчур и Некмангрунд), лодочных речных и озерных спасательных станций 77, полустанций на реках и озерах 168, маячных огней 10, зимних станций 82, приютов 88, постов спасательных 887, мертвых якорей, изб на берегах Белого моря для приюта спасающихся от крушений 9; в этот счет не входят временные подвижные спасательные посты. Кроме того, спасательных постов пограничной стражи 281.

Из приспособлений и приборов, употребляемых при С. на водах, важнейшее место занимают спасательные лодки. Лодкой спасательной называется такая, которая устроена с таким расчетом, что на ней возможно плавать при всяких неблагоприятных обстоятельствах; для придания лодкам такой способности, их строят остойчивыми, не валкими, послушными рулю и непотопляемыми; первые три качества достигаются надлежащим образованием наружной поверхности судна и, кроме того, для требуемой остойчивости центр тяжести лодки должен быть насколько возможно ниже грузовой ватерлинии; непотопляемость лодки достигается особо прочной обшивкой её и устройством в лодке воздушных ящиков, т. е. содержащих в себе воздух. В Англии употребляется преимущественно спасательная лодка Пика (Peake), сделанная из дерева и сравнительно тяжелая; она является удобной к употреблению в местах с крутыми берегами и при существовании хороших дорог и достаточного количества перевозочных средств, особенности ее — непотопляемость, автоматическое освобождение от попавшей в лодку воды и самовосстановление в случае, если лодка перевернулась. Непотопляемость достигнута устройством металлических воздушных ящиков и обшивкой пробкой наружной поверхности ее; с целью освобождения лодки от воды, в лодке устраивается второе внутреннее дно на несколько сантиметров над поверхностью воды, со стоками для воды, проходящими через нижнее дно за борт; самовосстановляемость достигается, благодаря особенности конструкции: киль лодки железный, весом в 6—7 центнеров; когда лодка перевернется, то она соприкасается с водой только в тех местах, где находятся воздушные ящики, и центр тяжести в киле подымается кверху, вследствие чего при следующем ударе волны лодка снова принимает естественное положение и затем сама собой освобождается от воды. Экипаж такой лодки состоит из 10 гребцов, на которых надеты пробковые пояса. Безопасность этих лодок доказана на деле тем, что в Англии на них совершено с 1855 г. до 5000 спасательных поездок и спасено 12000 человек, причем случаев переворота лодок было 1 на 120 поездок, а всего погибло 11 человек команды. В Германии в большем употреблении лодка Френсиса из листового железа, которая особенно пригодна для плоских берегов и в местах, лишенных хороших дорог; для достижения легкости при этом приходится часто жертвовать способностью восстановления, а иногда и освобождения от воды; несмотря на это, лодки столь хороши, что за все время в Германии было всего 3 несчастных случая с ними, повлекших за собой гибель людей. Большинство спасательных лодок приспособлено для парусов и для весел; если места крушений бывают удалены от берега, то делаются крытые парусные спасательные лодки достаточной величины, чтобы экипаж мог на них переночевать. В новейшее время в Англии изготовляются спасательные лодки с паровым двигателем. Употребляемые российским обществом С. на водах лодки можно разделить на морские, речные, озерные и зимние: к морским относятся лодки системы Форреста, Френсиса и Вайта, к озерным — Байта и Боярского, к речным — Френсиса и лодки киевского чертежа, а к зимним — лодки на полозьях и на лыже, чертежа Суслова. Спасательная 10-весельная морская лодка Форреста (длиной 33 фута, шириной 9 ½ футов, вес ее до 160 пудов): построена с двойной обшивкой из красного дерева, имеет воздушные ящики под палубой, по бортам (ниже банок) и в носовой и кормовой частях лодки; киль чугунный; в палубе устроены 8 труб с клапанами, посредством которых вкатившаяся в лодку вода быстро вытекает; лодка обладает способностью самовосстановления. Другая морская лодка Френсиса: 8-весельная, построена из гофрированной гальванизированной стали, с выдвижным килем; вес лодки до 70 пудов. Спасательный 6-весельный вельбот Вайта (длиной 30 футов, шириной 6 футов 2 дюйма, вес 98 пудов): построен из красного дерева; имеет воздушные ящики, благодаря чему может держаться на море, если и заполнится водой, с полным числом гребцов и пассажиров; обладает достаточной остойчивостью. Спасательный 4-весельный вельбот Боярского (длиной 27 ½ футов, шириной 5⅔ футов, вес около 90 пудов): построен из соснового дерева, обладает непотопляемостью, хорошо входит на волну, надлежаще остойчив. Речная 2-весельная лодка киевского чертежа (длиной 15 футов, шириной 5 ½ футов): плоскодонная с наборной обшивкой; для придания лодке большей плавучести и усиления способности не опрокидываться, по бортам, внутри и снаружи, привязываются парусинные кранцы (рукава), набитые мелкой пробкой. Зимняя лодка на полозьях имеет приделанные к днищу два полоза для передвижения лодки по берегу и по льду; по бортам лодки — рукава, набитые пробкой (бортовые кранцы); для передвижения лодки по воде служат весла и гребки, по льду же ее тащат за шесты, вставляемые в железные сектора. Зимняя лодка на лыже Суслова строится из дерева и стали, имеет по днищу широкий киль (лыжу), на котором передвигают лодку на сухом пути и по льду посредством шестов, вставленных в обухи, укрепленные на площадках лодки; имеет воздушные ящики и бортовые кранцы, набитые мелкой пробкой; при передвижении лодки по льду за шест гребцы всегда идут около лодки и, не выпуская шеста из рук, находятся в безопасности; для движения сквозь слабый лед, не выдерживающий тяжести человека, или в разбитом льду, употребляются весла, гребки или отпорные крючья; при выезде на С., при лодке должно быть не менее двух человек. Пробковая лодка Кебке построена отчасти из дерева, большей же частью из пробки, обтянутой толстой крашеной парусиной; она легка и непотопляема; строится для плавания под веслами и под парусами, в последнем случае с выдвижным килем; пробковая лодка весьма удобна для плавания в мелких местах, по причине малой осадки; ее также удобно иметь на судах. Для перевозки спасательных лодок берегом по земле, со станций к ближайшему месту от крушения судна, служат лодочные телеги, 2-х и 4-колесные: спасательные лодки стоят на телегах на станциях; в случае крушения, телегу с лодкой везут лошадьми к месту крушения, там телегу завозят в воду; телеги также способствуют удобному вытаскиванию лодок из воды. Иногда вместо спасательных лодок употребляются спасательные плоты, но они не вполне удобны. Норвежская зимняя спасательная лодка Риттерагера оказалась мало удовлетворительной.

После спасательной лодки, важнейшие из спасательных приспособлений суть приборы для устройства переправы людей с разбивающегося судна на берег: это — спасательная пушка, спасательный фальконет, спасательное ружье, спасательный стул (фиг. 8 и 9, см ниже) и спасательная ракета (см. Ракета спасательная). В 1896 г. общество С. на водах имело всего 459 спасательных судов и ракетных приборов, в том числе 4 бота — крейсера, 74 морских спасательных лодки, 2 спасательных плота, 20 ракетных приборов, 16 бросательных приборов, 86 озерных и речных спасательных лодок, 2 морские простые местные лодки, 156 озерных и речных простых местных лодок, 99 лодок на полозьях и на лыжах.

Приборы для поддержания на воде человека: спасательный круг и спасательные пробковые парные шары Суслова. Спасательный круг, заимствованный из Англии, делается из толстых пластов пробки, сложенных в кольцо, скрепленных деревянными гвоздями (фиг. 1), обшитых парусиной и окрашенных масляной краской для непромокаемости; по наружному краю обносят тонкую веревку, прикрепляя ее к кругу в четырех местах.

Фиг. 1.

Приняты два рода спасательных кругов: большой, предназначенный для судов и пристаней, удовлетворяющий правилам для снабжения купеческих судов спасательными приборами (которые в Англии установлены законом); вес его 17—21 фунт, плавучесть 40—50 фунтов, достаточная для поддержания на воде трех человек. Но этот круг, по значительности веса и по громоздкости, трудно бросить на расстояние более 4 саженей, а потому введен еще круг облегченный, для употребления при купальнях и на спасательных постах, который можно бросить на 7 саженей; вес около 8 ½ фунтов, плавучесть 20—24 фунта, которая вполне достаточна для поддержания на воде одного человека. Когда утопающий ухватится за круг, последний примет вертикальное положение тогда нужно просунуть внутрь круга голову и руки и взять круг под мышки; в таком положении можно оставаться на воде очень долго, до подачи помощи со стороны. Спасательные парные шары Суслова (фиг. 2) делаются из толстых пластов пробки, вырезанных по шаблонам и скрепленных деревянными гвоздями в форме шара; к каждому шару приделывается железный оцинкованный коуш (плоское кольцо) и через эти коуши продевается пеньковый смоленый трос в 7 футов длиной, концы троса сращиваются, а трос закрепляется при коушах так, чтобы при натягивании короткой части веревки расстояние между шарами было 1 фут 10 дюймов, а на середине длинной части веревки делается петля, за которую привязывается конец веревки длиной около 20 саженей. Вес пары шаров около 6 ½ фунтов, плавучесть их около 22 фунтов, что вполне достаточно для поддержания в воде одного человека; употребляются как плавательные пузыри и во многих случаях предпочитаются спасательным кругам; предназначаются для купален, для спасательных постов и для малых лодок, но не вполне безопасны при неправильном крутом волнении, когда шары могут быть выбиты из-под мышек.

Фиг. 2. Фиг. 3.

Из бросательных концов или линей более употребительны: спасательный конец с петлей — это веревка саженей в 15 длины из манильской мочалы, которая не тонет; на одном конце ее делается большая петля с 4 пробочными и 1 деревянным поплавками, которые увеличивают плавучесть петли и делают ее более заметной на воде; утопающий может надеть петлю через голову под мышки и тем облегчить его вытаскивание; конец с петлей легко бросить на расстояние до 5 саженей и даже более; чтобы веревка не могла выскользнуть из рук бросающего, делается на другом конце веревки малая петля, надеваемая на руку. Бросательные концы с тяжестью (фиг. 3) употребляются на спасательных лодках и постах, для передачи веревки на бедствующее судно, на разбитую и опрокинутую лодку, спасающимся на льдинах, бревнах и других плавучих предметах, а также спасающимся на плавучих приборах (кругах или шарах); к концу веревки, саженей в 20 длиной, привязывается тяжесть свинцовая, песочная или пробковая (с небольшим куском свинца, конец Александрова); конец с тяжестью можно бросить на 6—7 саженей, а при навыке — на 10. Бросательный конец с кошкой — веревка, саженей в 20 длиной с привязанной железной кошкой с 4 лапами, весом около 3 фунтов; закинутая кошка, зацепившись за что-либо на корабле, дает возможность лодке держаться около него, а зацепившись за льдину, кошка дает возможность подтащить ее к берегу и спасти погибающих; конец с кошкой можно бросить сажени на 4, а при навыке на 6, а с возвышения — и дальше. Спасательный линь Брюнеля, карманный (фиг. 4а), или поясной (фиг. 4 b), состоит из деревянного поплавка (б, Б), линя (в, В) и маленькой кошки в свинцовом корпусе (г, Г). Если утопающий находится в таком состоянии, что не может ухватиться за поплавок или линь, то бросают по направлению к нему кошку, стараясь перебросить ее через утопающего, и затем тянут линь так, чтобы он шел через утопающего; тогда кошка, зацепившись за его платье, дает возможность притянуть его к берегу и вытащить из воды.

Фиг. 4 a

Фиг. 4 b.

Главнейшие из приборов, надеваемых на людей для предупреждения потопления: английский пробковый спасательный нагрудник Варда (фиг. 5а): состоит из кусков пробки (в 1 вершок толщиной и ¾—1 вершок шириной), нашитых на парусный нагрудник, выкроенный так, чтобы он охватывал грудь и спину и имел вырезки для рук; нагрудник на теле поддерживается тесьмами.

Фиг. 5 a.

Нагрудник составляет непременную принадлежность гребцов спасательных станций; он должен быть пригнан на гребцов и надевается ими при всяком выезде; чтобы ускорить их надевание, держат их развешанными по стенам сарая станции (фиг. 5 b); чтобы надеть нагрудник, становятся к нему лицом, берут правой рукой две прямые тесьмы, а левой две другие и, просовывая голову в A, а руки в B, перекидывают тесьмы через голову; затем подтягивают нагрудник как можно выше, чтобы он подошел под мышки, и подтягивают и завязывают поясные тесьмы.

Фиг. 5 b.

Нагрудник Варда поддерживает в воде тяжесть в 28 фунтов, что достаточно для поддержания в воде двух человек. Русский пробковый спасательный нагрудник Петерса (фиг. 6 a и 6 b) представляет некоторые удобства, сравнительно с нагрудником Варда; плавучесть его 35 фунтов.

Фиг. 6 a

Фиг. 6 b.

Жилет Бенеке — набивается жженой пробкой, удобен для надевания, гибок и дает свободу движения. Пассажирский спасательный нагрудник (фиг. 7), для употребления на пассажирских пароходах, делается из больших кусков пробки, вшитых в парусину: вес его около 5 ½ фунтов, плавучесть 17—19 фунтов.

Фиг. 7.

Спасательный пояс Розенблата состоит из двух резиновых пузырей, покрытых прорезиненным холстом; в один пузырь кладется двууглекислый натр, а в другой винно-каменная кислота, и в оба пузыря вливается вода, после чего горлышки плотно закрываются; в минуту опасности, даже упавши в воду, сдергивают зажим с канала, соединяющего пузыри, тогда от смешения растворов, находящихся в пузырях, образуется газ, придающий поясу плавучесть. Этот пояс довольно непрост, а при повреждении оболочки становится совершенно негодным.

Багры для спасания и приборы для поднятия утопленников со дна. Спасательный багор Леграна, германский, кошка со штертом (для отыскивания утопленников на большой глубине) и др.

Приборы для спасения на льду: складная спасательная деревянная лестница, на средней части которой оставляется пролет без ступеней, достаточный для свободного передвижения в нем ног идущего с лестницей по льду; по обоим концам лестницы откидные части; идя между поручнями лестницы, можно переходить по льду, имеющему значительные переломы и трещины; если же лед тонок и не выдерживает человека, то становятся между поручнями лестницы на тетивы, и, упираясь в лед багром, направляют лестницу куда надо; подойдя к провалившемуся в воду человеку, откидывают к нему в полынью конец лестницы, на которую он может вылезти из полыньи; для увеличения плавучести конца лестницы, к нему прикрепляется подушка из парусины, набитая мелкой жженой пробкой; длина средней части лестницы 20 футов, длина откидных частей по 8 футов. Складной спасательный шест с линем состоит из нескольких колен; на конце шеста утверждается легкий поплавок в виде полубочонка, который дает опору спасаемому.

Приборы для употребления на судах: спасательный пробковый тюфяк Михневича шьется из прочного холста и набивается мелкими кусками пробки; пробыв в воде 24 часа, тюфяк легко поддерживает тяжесть в 75 фунтов, и таким образом человек, плавающий с надетым тюфяком, может поддерживать в воде еще четырех человек. Спасательная скамейка Богдановича имеет под сидением воздушные ящики из листового цинка; с боков скамейки имеются веревочные леера, за которые тонущие люди могут ухватиться. На фиг. 8 и 9 показана переправа с разбившегося судна на берег спасательного стула (с людьми) с помощью веревочного леера и подвижного блока (фиг. 8) и без последних (фиг. 9).

Фиг. 8

Фиг. 9.

Об употребляемых на судах сигналах о бедствии, которые выставляются при кораблекрушениях, см. Сигнализация морская.

Ср. Schumacher, "Das Rettungswesen" (Б., 1868); Lewis, "The life-boat and its work" (Л., 18 74).


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:35 MSK