[ начало ] [ С ]

Спирт

(техн.) см. Винокурение и Спиртометрия; С. (обложение) — см. Питейные сборы и Питейная монополия; С. (с медицинской точки зрения) — см. Спиртные напитки.

Спирт (производство и потребление). — Производство С . в России возникло некоторое время спустя после того, как он был открыт и распространился в Западной Европе, т. е. в конце XIV и начале XV столетий. При Иоанне Грозном С. был уже предметом казенного обложения, а при Алексее Михайловиче злоупотребление С. сделалось общественным бедствием, так что в 1652 г., "по совещанию с патриархами, митрополитом, боярами и всеми думными людьми" были выработаны подробные правила о кабаках. Правила эти, прежде всего, имели целью ослабление пьянства (см. Кабак и Питейные сборы). В течение всего последующего времени вплоть до наших дней политика правительства в отношении производства С. подвергалась постоянным колебаниям, в зависимости от взглядов на значение С. в народной жизни и роли его как источника извлечения государственных доходов. От исключительно казенной торговли вином ("кабаки на вере") правительство постепенно переходило к откупной системе, по временам, однако, или совершенно отказываясь от нее (например, в 1682 и 1819 гг.), или практикуя смешанную систему взимания дохода от С. Однако, после краткого периода исключительно казенной торговли вином в 1819—27 гг. (впрочем, совершенно непохожей на нынешнюю, так как казна только заготовляла С. и торговала им оптом, раздробительная же торговля оставлена была в частных руках) утвердилась, исключительно в губерниях великороссийских, откупная система, державшаяся до 1863 г., когда была введена акцизная система. До 1863 г. не существовало точного учета С. на винокуренных заводах и о размерах его производства можно судить лишь по размерам потребления, цифры которого также не особенно точны. Примерно с 1847 по 1859 гг. потребление С. (почти равное его производству) увеличилось, насколько можно судить по несовершенным данным, с 16829 ведер до 59957 ведер в 40°, причем производство и потребление С. в западной половине империи значительно перевешивает таковые же в коренной России и Сибири. Благодаря тому, что во всем привилегированном районе и Польше существовала свобода винокурения и торговли (кроме городов) вином, оно там было до крайности дешево. Между тем в коренной Великороссии и Сибири действовали откупа, и вино было до чрезвычайности дорого, ибо обложение С. в привилегированных губерниях было в дореформенное время в 4—5 раз меньше, чем в великороссийских, где существовали откупа, поднимавшие высоко продажные цены. В Польше и Прибалтийском крае обложение было еще слабее, чем в 16 привилегированных губерниях. Этим одним в достаточной степени может быть объяснено более высокое потребление вина в западной полосе России. С введением акцизной системы 1 января 1863 г., основной фискальный принцип которой заключался в обложении продукта производства — сырого С. по числу градусов в нем безводного С. — на винокуренных заводах учет С., равно как и мест его производства, сделался точным.

Принимая во внимание, что в Привислянском крае акцизная система введена была лишь со второй половины 1866 г., а точные сведения имеются лишь с периода [Период винокуренного производства считается с 1 июля одного года по 30 июня следующего года.] 1869—70 гг., следует отметить, что дореформенные порядки оставили России свыше 4 тыс. винокуренных заводов, а вместе с Привислянским краем получим цифру, далеко превышающую 5 тыс. заводов. На следующий после введения акцизной системы год число заводов даже увеличилось на 200 с лишком, но уже в период 1864—65 гг. не действовало почти 700 заводов, а в 1865—66 гг. число заводов уменьшилось еще почти на 600. В 1866—67 гг. было последнее крупное повышение численности заводов против предыдущего периода, не достигшей, однако, ни одной из цифр периодов 1862/3—1864/5 гг. С 1867—1868 гг. идет систематическое уменьшение (за исключением 1878—79 гг.) числа заводов, с самыми незначительными колебаниями, начиная с 1886—87 гг., и с некоторым (впрочем, очень слабым) возрастанием с 1892—93 гг. Причина этого систематического уменьшения, равно как и указанных выше колебаний, лежит почти исключительно в акцизной системе — в постановлениях о размере акциза, о количестве безакцизного перекура и в правилах о порядке надзора за винокуренным производством. Каким образом возрастала акцизная ставка с 1° спирта можно видеть из следующей таблицы.

Года

По Империи

По Привислянскому краю

1863

1864—1869

1870—1873

1874—1880

1881—1885

1886—1887

1888—1892

1893—1899

4 коп.

5 коп.

6 коп.

7 коп.

8—9 коп.

9 коп.

9¼ к оп.

10 коп.

— коп. *)

2½ коп.

4 коп.

5½ —7 коп. **)

8—9 коп. ***)

9 коп.

9¼ к оп.

10 коп.

*) С 1867 г. **) С 1876 г. ***) Повышение акциза состоялось в 1885 г.

Огромное влияние на развитие винокуренной промышленности и техники винокурения имел так называемый безакцизный перекур. Дело в том, что акциз взимался с количества выкуренного С., который сначала исчислялся по действительному его измерению, а с начала 80-х годов — по учету контрольного снаряда. Но при этом были установлены нормы выходов С. из различного рода припасов, причем недокур оплачивался акцизом, а перекур — сначала весь, а затем все убывающая его часть — акцизом не оплачивался и служил для заводчиков огромным поощрением для введения технических усовершенствований. Нормы эти сохранились до сих пор, но уже утратили свое значение с изданием закона 4 июня 1890 г. Нормы выходов спирта не были неподвижны; по мере того как техническая сторона производства спирта совершенствовалась, они все повышались или уменьшалась безакцизная часть перекура. Несмотря на это непрерывное сокращение льготного С., заводчики столь же выигрывали на непрерывном возрастании акцизной ставки, которая с 4 коп. в 1863 г. поднялась до 10 коп. в 189 3 г. Первоначально нормы были различны для ржи и яровых хлебов, и отчисление перекура поставлено было в зависимость от избранной заводчиком нормы: при высшей норме в его пользу отчислялся весь перекур, при низшей — не свыше 8% перекура. Разница между нормами ржи и яровых была столь велика, что заводчики начали употреблять яровую муку в очищенном виде, выходы из которой не меньше выходов С. из ржаной муки. Поэтому, уже с периода 1864—65 гг. установлены были одинаковые (и притом в повышенном на 1° размере) нормы для всех видов муки, а также сухого солода, вследствие чего потребление яровой муки дало до 1/7 его прежнего размера. Тогда заводчики начали употреблять пеклеванную муку, дававшую до 48° с пуда, и перекуривать ее по высшей норме (35°), причем весь перекур отдавался заводчикам безакцизно. Кроме того, ввиду допущения 9-ведерной емкости квасильных чанов, являлся затруднительным надзор за соответствием затираемых материалов с этой нормой, и заводчики в действительности затирали их больше, чем показывали. Финансовое ведомство, хотя и смотрело всегда на перекур, как на явление желательное в смысле поощрения производителей С. к усовершенствованиям, нашло, однако, необходимым принять меры как к сокращению чрезмерных безакцизных перекуров, так и к понуждению заводчиков к возможному уменьшению ёмкости квасильных чанов на 1 пуд затираемых припасов. Законом 20 июля 1866 г. были установлены три нормы выхода С., а процент безакцизного отчисления был установлен в зависимости от принятой заводчиком нормы и величины отношения квасильной посуды к пуду затираемых припасов. Нормы выходов были установлены следующие:

Норма выхода С. из пуда припасов, в градусах

Низшая

Средняя

Высшая

Для ржаной муки и прочих приравненных к ней припасов

Для зеленого солода

Для картофеля

Для свекловицы

33

22

9

35

23⅓

10½

7

37

24⅔

10⅔

Безакцизные отчисления производились на основании следующих норм:

Ведер емкости квасильной посуды на пуд затираемых припасов

Причитается безакцизно в % к перекуру при нормах:

низшей

средней

высшей

Хлебные припасы

Зеленый солод

Картофель и свекловица

9

6

5

6

8

Хлебные припасы

Зеленый солод

Картофель и свекловица

8

5⅓

7

9

12

Хлебные припасы

Зеленый солод

Картофель и свекловица

7

4⅔

2

9

11

15

Хлебные припасы

Зеленый солод

Картофель и свекловица

6

4

1⅔

12

14

18

Непрерывное увеличение акцизной ставки и потому возраставшая выгодность перекуров побуждали заводчиков избирать высшие нормы выходов С. и уменьшать отношение ёмкости квасильной посуды к единице перекуриваемых припасов. В свою очередь правительство (законами 21 апреля 1869 г. и 3 мая 1871 г.) понижало % безакцизного отчисления перекуров, так что уже с 1871 г. высшее безакцизное отчисление не превышало 12% перекура. Законом 30 мая 1876 г. эта норма была понижена до 10%, а законом 15 мая 1879 г. — до 7%. Законом 18 мая 1885 г. впервые было дано преимущество мелким винокуренным заводам установлением 7% перекура в безакцизное отчисление (при 3-суточном брожении) с первого миллиона градусов и 5% — с остального количества; законом 9 июня 1887 г. каждая из этих норм была понижена еще на 2°. Существование безакцизного перекура было могущественным стимулом для технических усовершенствований в производстве С. Об этих успехах лучше всего можно судить по следующим цифрам, показывающим размер перекура над установленными нормами:

Периоды

Количество ведер (в тыс.) С. в 40° в среднем за винокуренный период

Определено нормой

Действительно выкурено

Перекурено против нормы

% перекура к норме

1862/3—1871/2

1872/3—1881/2

1882/3—1891/2

1892/3—1897/8

56919,2

62996,1

62164,0

55260,1

63545,6

70709,4

71200,1

64549,1

6626,4

7713,3

9036,1

9289,0

11,6

12,2

14,5

16,8

О связи перекура с техническими усовершенствованиями можно судить и по следующим цифрам механического оборудования заводов.

Периоды

Общее число винокурен. заводов

С парниками металлическими высокого давления разной конструкции

С заторными чанами

При паровом двигателе для затирания

При охлаждении затор. в специальных холодильниках разной конструкции

С непрерывно действующими перегонными аппаратами

Обыкновен. с мешалкой

Усовершенствованными разной конструкции

Итого

Без приспособл.для пропуска воды

С приспособл. для пропуска воды

1888/9

1889/90

1890/1

1891/2

1892/3

1893/4

1894/5

1895/6

1896/7

2145

2082

2055

2017

2046

2097

2127

2112

2082

963

963

1034

1121

1226

1339

1395

1442

1454

?

?

1175

1062

1019

956

929

844

811

1847

1798

1847

1798

1814

1799

1849

1926

1964

1970

1966

1064

1070

1117

1161

1258

1377

1435

1475

1483

78

70

66

62

52

63

60

50

45

826

827

861

896

980

1077

1137

1183

1194

71

88

107

33

30

33

8

568

649

723

937

1005

1093

1147

Распространение акцизной системы 1863 г. на западную половину империи (кроме Привислянского края) сразу увеличило продажную цену вина вдвое, а иногда и втрое против прежнего, особенно когда уже с 1864 г. акциз был увеличен до 5 коп. с градуса. Прямым и естественным последствием этой дороговизны С. было сокращение его потребления, что, помимо прочих многочисленных и весьма важных последствий, сразу и в значительной степени сократило рынок для местного С. Заводы западной половины империи, как и теперь, в дореформенное время были главным образом сельскохозяйственные, т. е. в большинстве случаев мелкие, с крайне несовершенными техническими приемами извлечения С. из сырых материалов, и, вследствие отсутствия путей сообщения, обслуживали ближайшие к заводам местности, т. е. существовали, главным образом, благодаря местному спросу. Вот почему число винокуренных заводов за последние тридцать пять лет (1862—63 по 1897—98 гг.) сократилось в западной и южной России (с 4569 заводов до 1521 завода) на 66,7%, тогда как в северной, восточной и средней России уменьшение не превосходило 26% (с 722 заводов до 534), т. е. немного лишь больше четверти всего числа. В означенном уменьшении числа винокурен относительно больше пострадал малороссийский район, где число заводов упало с 679 в 1862—63 гг. до 150 в 1897—98 гг., т. е. число заводов уменьшилось на 529, или на 77,9%. Районы привислянский и северо-западный пострадали и относительно, но еще более абсолютно: в 1869—1870 гг. в первом было 1263 завода, а в 1897—98 гг. — только 33 3, т. е. число заводов сократилось на 930 или на 73,6% от первоначального их числа. В северо-западном крае число заводов в 1862—63 гг. было 1215, а в 1897—98 — 440, т. е. число заводов сократилось на 775 или на 63,8% от первоначального их числа. В юго-западном районе число заводов сократилось с 624 до 227, т. е. на 397 заводов или на 63,6%; в южном — с 202 до 66, т. е. на 136 заводов или на 67,3%. Наименее пострадал прибалтийский район: из 586 заводов, существовавших в 1862—63 гг., в период 1897—98 гг. действовало 305, т. е. число их уменьшилось только на 281, или на 48,0%.

Связь акцизной системы с тем, что множество (в течение 30 лет до 4 тыс.) имений утратили возможность выгоднейшим образом сбывать продукты своего хозяйства и получать вместе с тем отличный корм для скота, обратило на себя внимание официальных сфер уже при учреждении известной сельскохозяйственной комиссии графа Валуева (1872). Комитет министров высказался за необходимость установления поощрительных мер для сельскохозяйственного и притом преимущественно картофельного винокурения. Министр финансов Рейтерн в 1876 г. вошел в государственный совет с законопроектом о предоставлении картофельному винокурению более пониженных норм выходов С.; представление это не было уважено, и нормы для картофеля были даже повышены (высшая и средняя). Жалобы сельских хозяев на стеснительное положение мелкого сельскохозяйственного винокурения продолжали поступать в министерство финансов. Вследствие этого, в 1883 г. бывший департамент неокладных сборов обратился к сельскохозяйственным обществам с предложением обсудить этот вопрос, а в 1884 г. было образовано особое совещание, в состав коего, кроме чинов департамента и акцизного ведомства, вошли еще представители министерства государственных имуществ, сельскохозяйственных обществ и винокуренных заводов. Совещание послужило основанием для многих мероприятий, направленных к облегчению положения винокуренных заводов вообще и мелких в частности, к усилению вывоза спирта за границу, к ослаблению конкуренции даточного С. и т. п. Что же касается основного вопроса об укреплении связи между винокурением и сельским хозяйством, то выработанный совещанием проект было признано полезным разослать на заключение управляющих акцизными сборами, сельскохозяйственных обществ, винокуренных заводчиков разных полос России и вообще лиц, близко стоящих к делу. Материалы, собранные таким образом, послужили основанием для закона 4 июня 1890 г. Сущность нового закона состояла в отмене всяких отчислений собственно из перекура в обратном отношении к размерам выкурки (подробнее см. Питейные сборы). В целях восстановления связи между винокурением и сельским хозяйством, тогда же воспрещено было устройство винокуренных заводов в городах, а для устранения возможности чрезмерного давления крупных заводов на мелкие — не разрешается устройство винокуренных заводов акционерными компаниями. Действие закона 4 июня 1890 г. скоро сказалось — падение числа заводов с этого момента почти приостановилось. Как много выиграли винокуренные заводчики от новой системы общего и дополнительного безакцизных отчислений, можно видеть из следующей таблицы, где все цифры приведены в тысячах:

 

Общее безакцизное отчисление

Дополнительное безакцизное отчисление (для сельскохозяйственных заводов)

Всего

Ведер в 40°

Рублей

Ведер в 40°

Рублей

Ведер в 40°

Рублей

1891/2

1892/3

1893/4

1894/5

1895/6

1896/7

1897/8

1040,0

1050,3

1146,8

1125,2

1198,9

1152,0

1113,3

3847,9

4201,2

4587,2

4500,8

4795,6

4608,0

4453,2

1123,2

1194,3

1300,6

1290,9

1986,3

1337,6

1308,8

4156,0

4777,2

5202,4

5162,8

5545,2

5350,4

5235,2

2163,2

2244,6

2447,4

2415,9

2585,2

2489,6

2422,1

8003,9

8978,4

9789,6

9663,6

10340,8

9958,4

9688,4

Издание закона 6 июня 1894 г. о казенной продаже вина, имевшего целью упорядочить собственно его потребление, оказало также влияние на спиртовую промышленность. Закон этот прежде всего имел в виду то, что, с уменьшением вывоза спирта за границу и при слабом возрастании внутреннего потребления, обнаружилось в России перепроизводство С. Вследствие этого закон 6 июня 1894 г. признал необходимым, с одной стороны, нормировать размеры производства С., а с другой — дать еще некоторые преимущества мелким производителям С. Так как закон делал обязательной покупку 2/3 потребного для казны С. по заранее назначенным министерством финансов ценам и так как, с другой стороны, цены эти назначались в соответствии с ценами на винокуренные припасы и, вообще, со стоимостью производства С. — для спиртопромышленников открывалась возможность безмерного производства С. Поэтому для каждого завода, выделывающего С. из хлебных припасов и картофеля, установлен был предел выкурки, который определялся наибольшим размером ее за один из трех периодов винокурения, предшествовавших введению казенной продажи в той губернии, где данный завод находится. Кроме того, были установлены некоторые ограничительные условия для возобновления старых и открытия новых заводов и для перехода от дрожжевого и паточного винокурения к хлебному и картофельному. Что касается до мер, поощряющих мелкое винокурение, то к ним следует причислить постановление закона 6 июня 1894 г. о не включении в разверсточный С. 5000 ведер в 40° для каждого завода и об обязательном принятии казной этого количества по заранее назначенной цене. Описанный порядок вскоре, однако, обнаружил важные неудобства. Разверсточный спирт приносил заводчикам крупный доход, так как цены на него назначались сообразно стоимости спирта. Но остатки от разверстки, за отсутствием у большинства производителей С. оборотных капиталов, попадали в руки незначительного числа скупщиков, которые, угнетая винокуренных заводчиков низкими ценами на С., вместе с тем, входя между собой в стачку, непомерно повышали цену на С. при торгах на поставку в казну внеразверсточного С. Кроме того, вышеупомянутая норма в 5000 ведер оказалась крайне недостаточной вообще и не сообразованной в частности с размерами хозяйств в различных частях империи. Такое положение дела побудило министерство финансов принять следующие меры: 1) С. для казенной продажи приобретать от винокуренных заводчиков, производящих винокурение из хлебных припасов и картофеля, по ценам, ежегодно назначаемым министром финансов, в количестве 4/5 (80%) годовой потребности; 2) в счет этого количества принимать прежде всего С., который причитается к обязательному приему в казну в определенном количестве каждого винокуренного завода, в зависимости от местонахождения его в той или другой части Империи; остальное же количество до 4/5 частей всей годовой потребности в С. разверстывать в одинаковом проценте по всей Империи между винокуренными заводами, сообразно с установленной нормой выкурки каждого из них; 3) количество С., причитающегося к обязательному до разверстки приему в казну по назначенной цене с каждого винокуренного завода, смотря по тому, в каком районе он находится, определить: в 10 тыс. ведер С. в 40° для 6 губерний северных, 6 северо-западных, 8 средних промышленных, 3 прибалтийских и 10 привислянских; в 15 тыс. ведер — для 3 юго-западных и 2 малороссийских (Полтавская и Черниговская); в 20 тыс. ведер для 7 южных губерний и 3 областей и в 25 тыс. ведер — для 6 губерний восточных, 9 среднечерноземных и 1 малороссийской (Харьковской). Порядок заготовки остального количества С. (1/5 годовой потребности), а также того, от поставки которого по назначенной цене заводчики откажутся, должен определяться министром финансов по соглашению с государственным контролером; 4) остатки выкурки С., за поставкой его в казну, но не более 1000 ведер в 40° с каждого завода, могут быть принимаемы в казну с разрешения министра финансов и по определенной им цене и 5) заключившим договоры с казной владельцам и арендаторам винокуренных заводов могут быть выдаваемы задатки в определенном министром финансов размере. Все эти льготы были утверждены 12 июня 1900 г. и предположены к введению при заготовке С. для надобностей казенной винной операции 1901 г. Это узаконение, упрочивая положение винокуренной промышленности предоставлением ей прочного рынка и избавлением ее от давления спекуляции, дает вместе с тем преимущество мелким заводам перед крупными, так как ставит первых в возможность сдавать в казну всю или почти всю свою выкурку по заранее установленным ценам, между тем как у вторых всегда будет оставаться избыток, который они должны будут или продавать с торгов казне же, или вывозить за границу.

С. в России добывается в настоящее время главным образом из хлебных припасов и картофеля, частью же из свеклосахарной патоки. Под хлебными припасами разумеются рожь, кукуруза, пшеница, овес, просо, ячмень, греча, полба, солод сухой и зеленый и т. п. Независимо от трех вышепоименованных родов припасов, для добычи С. употребляются еще разные другие припасы (но в ничтожном количестве или в виде опытов), как-то: мука из желудей, яблоки, солодовые ростки, коринка, земляная груша, свекловица, лупин, тыква, куколь, картофельная мука, вика, червонная росичка, рябина, можжевеловая ягода, виноградные, изюмные и медовые дрожжи, а также прессованные и жидкие дрожжи. Весьма продолжительное время почти исключительным материалом в России для производства С. были хлебные припасы (более всего рожь), но за последние 35 лет, время существования акцизной системы, произошла в этом отношении большая перемена и развилось производство С. из картофеля, хотя перемена эта выразилась в разных частях нашего государства весьма неодинаково: для всей Империи производство С. из хлебных припасов с 70 млн. пудов в 1862—63 гг. сократилось до 32 млн. пудов в 1897—98 гг. Следовательно, свыше 38 млн. пудов хлебных припасов освободилось от винокурения и могут быть употреблены для других целей. По районам или отдельным частям России распределение этой перемены в высшей степени различно: в то время, как в северном восточном районах, а также в Азиатской России производство это по роду материалов осталось без перемены (т. е. из хлеба), в прибалтийских и польских губерниях колебание не превосходит 1 млн. пудов за 35 лет существования акциза, а в южной России заметно даже возрастание производства С. именно из хлеба. Совершенно другая картина распределения материалов для винокуренного производства представляется в прочих частях русского государства; в пяти районах употребление картофеля на выделку С., вместо хлебных продуктов, возросло в чрезвычайных размерах и соответственно сократилось потребление для этой цели хлеба всякого рода. Так, в губерниях промышленных в 60-х и 70-х годах хлебных припасов на винокурение тратилось 6—7 млн. пудов, а в 80-х и 90-х — только 2—3 млн. пудов. В губерниях среднечерноземных хлебное винокурение поглощало ежегодно свыше 20 млн. пудов, а с 80-х годов идет почти непрерывное падение этой цифры, спускающейся в некоторые годы до 6 млн. пудов. Еще резче выразилось это явление в губерниях малороссийских, где до 80-х годов производство С. поглощало около 10 млн. пудов хлебных припасов и где эта цифра к концу 90-х годов упала до 2 млн. пудов. Такими же цифрами характеризуются в данном отношении и 3 юго-западные губернии. В 6 северо-западных губерниях, хотя и наблюдается то же самое явление — падение хлебного винокурения с 80-х годов, — но оно выражено менее резко, так как и в 60-х и 70-х годах здесь мало употреблялось хлебных припасов на производство С.

Винокурение из картофеля за весь 35-летний период возросло в 10 раз с лишком — с 9 до 102 млн. пудов. И здесь замечается крупный скачок вверх в 80-х гг., вполне совпадающий с уменьшением за то же время потребления винокурением хлебных припасов. Начало 80-х годов можно считать гранью, с которой постепенно начинается почти повсеместное возрастание картофельного винокурения над хлебным. Главнейшей причиной этого следует считать установление слишком низкой нормы выхода С. из пуда картофеля и те технические усовершенствования, которые позволяли получать из картофеля все большие и большие перекуры. С другой стороны, с окончательным устройством к началу 80-х годов значительной части русской рельсовой сети, проложенной преимущественно к центральным черноземным губерниям и направленным или к портам, или к западной сухопутной границе, русский хлеб начал вывозиться из таких местностей, откуда ему ранее не было доступа на иностранные рынки, и потому обращение его на винокурение перестало быть выгодным. Не осталось, по-видимому, без влияния на состав винокуренных припасов и то, что посевы картофеля, обыкновенно требующие видоизменения севооборота, способствуют в руках опытных хозяев улучшению земли и повышают на ней урожайность зерновых хлебов. Какую роль играют посевы картофеля в имениях, где существуют винокуренные заводы, можно видеть из нижеследующих цифр [Сведения эти, извлеченные из статистических изданий Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей, собираются только с 1893 г.], показывающих пространство посевов картофеля при винокуренных заводах (в десятинах):

Количество картофеля, собранного с вышеприведенного пространства, определяется следующими цифрами (в тысячах пудов):

Валовой сбор картофеля в имениях, где существуют винокуренные заводы, за последние 6 лет ежегодно превышал 100 млн. пудов; как мы видели выше, потребление картофеля на производство С. исчисляется цифрой, значительно низшей. Такое несоответствие объясняется тем, во-первых, что цифры сбора картофеля далеко менее точны, чем цифры употребляемых на винокурение материалов, которые обязательно взвешиваются в присутствии лиц акцизного надзора; во-вторых, здесь показан валовой сбор, без вычета на семена; в-третьих, наконец, заводы употребляют на винокурение не только картофель, собираемый со своих земель, но и прикупают со стороны. Последнее обстоятельство подтверждается, между прочим, следующими цифрами, показывающими (в %%) отношение перекуренного картофеля к собранному с заводских посевов:

Из этих цифр видно, что хотя в большей части районов заводы обеспечены собственным картофелем, однако, в губерниях прибалтийских, средних промышленных и северных они прикупают на стороне до 50% количества, потребного для производства спирта.

Следующий за картофелем материал для винокурения составляет свеклосахарная патока. До периода 1869—70 гг. патока на винокурение нигде в России не употреблялась. Первый опыт сделан был в Привислянском крае, где на винокурение было обращено 82 тыс. пудов свеклосахарной патоки. Уже в следующем периоде потребление патоки достигло 1,8 млн. пудов, а в период 1871—72 гг. количество патоки, употребленной на производство спирта, достигло 2,3 млн. пудов. Затем, продержавшись в первой половине 70-х годов на уровне 1½ млн. пудов, к началу 60-х годов потребление патоки достигло цифры 4 млн. пудов, а в средине этого периода оно колебалось около 5 млн. пудов. Период 1890—91 гг. был наиболее благоприятным для переработки патоки в С., но с этого момента переработка патоки начала быстро уменьшаться, что, считая последние 4 периода, следует приписать казенной продаже вина, по положению о которой паточный спирт может приобретаться с торгов лишь в ректифицированном виде и в исключительных случаях.

Вышеприведенные цифры, давая представление о составе материалов, из которых производится спирт, не дают, однако, точного понятия о самом количестве С., так как из разных припасов получается различное количество спирта: из пуда хлебных припасов установлена норма выхода в 38°, из пуда картофеля — 12°, из пуда патоки — 25°, из пуда зеленого солода [Зеленый солод за все периоды присоединен к хлебным припасам, считая 3 пуда солода за 2 пуда хлеба.] 25½°. В действительности выходы С. далеко выше этих норм, тем не менее из 1 пуда каждого рода припасов получается весьма различное количество С. Следующая таблица показывает, что производство С. в России не увеличивается, а скорее уменьшается. Главнейшие причины этого явления — сокращение народного потребления С. и уменьшение заграничного его экспорта. Центром спиртового производства является за все 38-летие (как и во время откупов) среднечерноземный район; вместе с тем, однако, роль его в спиртной промышленности ослабевает: ранее здесь производилось около 1 /3, а теперь только около 1/4 всего количества С., производимого в Империи.

Количество выкуренного спирта (в тыс. ведер в 40°) и процентное отношение каждого района к общей выкурке за каждый период

В целях улучшения качества С., поступающего в народное потребление, законом 2 июля 1888 г. было признано необходимым установить в пользу спиртоочистительных заводов безакцизные отчисления на покрытие потерь при ректификации С. и сложение акциза за предъявляемые к уничтожению отбросы спиртоочистительного производства. При этом министру финансов представлено было, соображаясь с указаниями опыта, устанавливать: 1) предельное количество утраты С. при очистке его перегонкой, но не свыше 1½% на количество С., прошедшего через контрольный снаряд, и 2¼% на продукт ректификации; и 2) наибольший процент отбросов, которые могут быть предъявляемы к уничтожению, но не свыше 1½% на количество С., учтенного контрольным снарядом. При введении казенной продажи вина установлено особое отчисление (до 5% сданного на ректификацию казенного С.) в пользу ректификаторов казенного С., причем экономия от не достижения потерь до указанного % поступает в пользу казны (с платежом, однако, за ректификацию). Вся эта операция представлена в нижеследующей таблице (в тыс. ведер в 40°):

ГОДЫ

Число заводов, пользующихся льготами по закону 2 июля 1888 г. и производящие ректификацию по заказу казны

Количество спирта, поступившего на ректификацию

Количество спирта, учтенного контрольным снарядом

Отбросы

Потеря при ректификации

Сырого

II—V сортов и эфиров

Всего

Всего

% к сырому спирту

Всего

% к сырому спирту

1888—89

72

5632,5

1779,2

7411,7

7290,0

69,2

1,23

105,3

1,87

1889—90

100

9237,0

2958,9

12195,9

12342,2

100,4

1,09

156,9

1,70

1890—91

120

12083,3

3681,2

15764,5

16347,8

133,0

1,10

196,7

1,63

1891—92

151

13974,5

4351,4

18325,9

18765,4

139,2

1,00

224,4

1,61

1892—93 *)

172

16946,0

5007,2

21953,2

22114,9

135,4

0,80

295,1

1,74

1893—94

209

19951,6

5664,5

25616,6

26013,6

165,1

0,83

303,3

1,52

1894—95

246

24810,4

7260,1

32070,5

31187,8

217,9

0,88

406,6

1,63

1895—96 Всего

По заказу казны

314

23

26144,1

2419,0

10133,3

917,6

36277,4

3336,6

36309,6

2562,8

290,9

26,0

1,11

1,08

413,3

41,7

1,58

1,69

2 половина 1896 Всего

По заказу казны

305

108

20270,5

8888,0

5748,2

1440,3

26018,7

10328,3

26763,0

10854,5

206,1

83,2

1,02

0,94

316,2

139,2

1,56

1,57

1897 Всего

По заказу казны

352

205

42639,3

17823,3

12496,5

3881,0

55135,3

21704,3

57649,6

32339,8

521,2

255,3

1,22

1,43

738,1

312,1

1,73

1,75

1898 Всего

По заказу казны

333

217

50627,8

28215,4

12438,0

5644,5

63065,8

33859,9

67262,9

35124,7

527,3

285,0

1,04

1,01

776,2

482,8

1,53

1,71

*) Губернии Восточной Сибири не входили в 1892—93 гг. и предшествовавшие периоды.

Из этих цифр видно, какое сильное влияние на улучшение качества С. оказал закон 2 июля 1888 г. В течение 7 лет число ректификационных заводов более чем утроилось, а количество С., поступающего на ректификацию, возросло в 5 раз. Установление казенной продажи вина еще более подвинуло ректификационное дело, и уже в 1898 г. подвергнуто было горячей очистке свыше 3/4 всей выкурки С.

Что касается числа рабочих, занятых винокуренным производством, то оно представлено в следующей таблице:

Периоды

Общее число рабочих

В том числе на заводах

% к общему объему

Винокуренных

Дрожж.- винокуренных

Винокуренных

Дрожж. винокуренных

1888—89

1889—90

1890—91

1891—92

1892—93

1893—94

1894—95

1895—96

1896—97

1897—98

1898—99

35490

33535

32096

30781

31675

31343

33324

33355

32870

31803

31128

34280

32377

30767

29461

30377

29926

31715

31719

31254

30071

29516

1210

1158

1329

1320

1298

1417

1609

1636

1616

1732

1612

98,6

96,5

95,9

95,7

95,9

95,4

95,1

95,1

95,1

94,6

94,8

3,4

3,5

4,1

4,3

4,1

4,5

4,9

4,9

4,9

5,4

5,2

Торговля С. происходит, главным образом, внутри Империи, а частью он вывозится. При начале действия акцизной системы С. почти не вывозился, вывоз его начался лишь с установлением премии в 3% с вывезенного количества и до 1¾% отчисления на путевую трату. При акцизе в 5 коп. с градуса премия не превышала 23¾ коп. с ведра 100-градусного С., и потому вывоз С. за границу был очень незначителен до 1870 г., когда акциз был повышен до 6 коп., а премия увеличилась до 28½ коп. за ведро 100-градусного С. В 1870 г. вывоз С. увеличился сразу до полумиллиона ведер (в 40°), и затем, с некоторыми колебаниями, возрастал до 1883 г., когда он достиг цифры в 3067 тыс. ведер. В 1883 г., со времени заключения торгового договора между Германией и Испанией, по которому русский С., при ввозе в Испанию через Германию, подлежал обложению повышенной пошлиной, положение международного спиртового рынка приняло неблагоприятный для русской торговли оборот, вследствие чего признано было необходимым безотлагательно приступить к пересмотру правил о вывозе С. за границу. Первоначальные правила не предоставляли особых льгот по вывозу С. в ректифицированном виде, тогда как на заграничных рынках существует, главным образом, спрос на С. высокой очистки, и потому русская отпускная торговля С. находилась в полной зависимости от владельцев спиртоочистительных заводов в Гамбурге. Кроме того, установление для вывозимого за границу С. предельной крепости в 90° явилось поддержкой коммерческим заводам, которые, благодаря усовершенствованным, но дорогостоящим аппаратам, имеют возможность доводить С. до значительной крепости, не подвергая его вторичной перегонке. С 1884 г. была установлена дополнительная премия в 3% для очищенного спирта крепостью не ниже 95°; отчисление же 3% признано необходимым производить для С. всякой крепости. В целях воспрепятствовать накоплению на внутреннем рынке С., неоплаченного акцизом, в 1887 г. признано было необходимым изменить самый порядок отчисления премий, установив выдачу их не С., а деньгами, по расчету 8 коп. за 1°. Все эти меры имели целью освободить внутренний рынок от избытка С. Однако, существование безакцизного перекура и вывозных премий на С. побуждали заводчиков не уменьшать, а увеличивать производство С. (особенно в губерниях юго-западных и прибалтийских). Некоторые заводы вывозили весь нормальный С. за границу, пользуясь вывозной премией, и оставляя внутри России неоплачиваемый акцизом перекур. Тем не менее, еще в 1888 г., ввиду того, что германские спиртопромышленники получили в то время новые льготы, была установлена на вывозимый заграницу С. премия в 5½% (одинаково с очищенного и неочищенного С.) и, сверх того, на С. высокой очистки отчислялось дополнительно 1½%. Мера эта оказалась бесплодной, так как в Испании, куда главным образом направлялся русский С., состоялось воспрещение сдабривать виноградные вина этиловым С.; при таких условиях существование вывозных премий являлось бесполезным. Поэтому правительство приняло меры к сокращению льгот по экспортной торговле С.: с 1 июня 1889 г. премия была понижена с 5½% до 5%, с 1 июня 1890 г. — до 4½%, с 1 июня 1891 г. — до 4%, с 1 июня 1894 г. — до 3½%. Поощрение вывозной торговли С. за 33 года (1865—98 гг.) обошлось стране примерно в 58,6 млн. руб. (в виде недобора этой суммы). Вывоз С. за границу, обороты С., расход его на технические надобности и на потребление в качестве напитка представлены в следующей таблице (в тыс. ведер в 40°):

Годы

Оставалось к 1 января

Выкурено в течение года

Всего состояло в обороте

Вывезено за границу (по сведениям таможенного дпт.)

Израсходовано на технические надобности

Израсходовано всего

1866

1867

1868

1869

1870

1871

1872

1873

1874

1875

1876

1877

1878

1879

1880

1881

1882

1883

1884

1885

1886

1887

1888

1889

1890

1891

1892

1893

1894

1895

1896

1897

1898

1899

7927

10596

9846

11271

11948

10997

9175

10710

11582

11681

15512

11591

7082

8503

9665

9132

12415

12787

10651

13122

15421

11450

10938

17830

17975

16392

16431

18234

18686

19638

21320

24226

25211

24640

64242

71021

71128

73290

75408

76531

80968

78943

78040

80359

68385

66602

79317

87571

80386

80784

82600

82431

82199

82880

77372

85215

87621

82582

78360

73140

70104

72393

78567

78157

79734

76831

73780

78763

72169

81617

80974

84561

87356

87528

90143

89653

89622

92040

83897

78193

86399

96074

90051

89916

95015

95218

92850

96002

92793

96665

98559

100412

96335

89532

86535

90627

97253

97795

101054

101059

98911

103403

159

254

215

547

2023

1560

2049

2210

5760

4356

4047

5259

3475

5747

4563

2057

6001

8230

5849

9372

15403

16266

13337

10052

10642

10065

2381

5346

5661

4340

4132

4948

4632

1421

225

277

541

1009

1388

1407

1473

1208

1596

1908

1777

61414

71517

69488

72065

74336

76793

77384

75861

72181

72173

68269

65852

74421

80662

76356

75444

76227

76337

73879

71209

65940

69461

67392

72160

69024

62495

64911

65207

70547

70662

71488

69302

67731

69416

В приведенной таблице заметный рост представляют цифры расхода С. на технические надобности, благодаря освобождению его от акциза. Первый отпуск безакцизного С. разрешен был "Русскому химическому заводу" (Владимирской губернии) положением комитета министров 5 декабря 1880 г., на основании которого министр финансов получал право разрешать отпуск безакцизного С. и другим заводам, производившим эфир для выработки танина. Законом 30 декабря 1883 г. вышеуказанная льгота была продолжена на три года, причем С. отпускался безакцизно вообще для производства эфира, независимо от назначения последнего. Действие этого законоположения было продолжаемо положениями комитета министров на 3-летия 1887—89, 1890—92 и 1893—95 гг. Независимо от этого, в 1 8 84 г. разрешен отпуск безакцизного С. сантонинному заводу в городе Чимкенте. В 1881 г. разрешен был отпуск безакцизного С. на элюционные заводы для извлечения сахара из патоки. Оба последних законоположения, как и первое, были разрешаемы в виде опыта на 3 года и последовательно продолжаемы до 1896 г. Законом 4 мая 1890 г. было предоставлено министру финансов разрешать отпуск сивушных масел для разных технических производств, со сложением или возвратом акциза по 8 коп. за каждый градус. Безакцизным С. пользовались производства: эфира, танина, сантонина, коллодия, хлороформа, хлоралгидрата, резинита, ксилита, бездымного пороха и сахара из патоки элюционным способом. Льготы эти значительно повлияли на цены вышеназванных продуктов и на размеры привоза из-за границы. Так, этиловый (серый) эфир, который раньше приобретался исключительно из-за границы по цене от 17 до 20 руб. за пуд, в середине 90-х годов продавался по 5—6 руб. 50 коп. за пуд; цена эфирного танина, производство которого возникло в России в 1881 г., упала с 60 руб. до 39 руб. за пуд. Благоприятные условия производства сантонина не только понизили цену этого вещества (с 250 руб. до 140 руб. за пуд в середине 90-х годов), но и создали конкуренцию на гамбургском рынке, куда русский сантонин стал вывозиться. Закон 18 марта 1896 г. объединил все частные льготы. Он предоставляет министру финансов разрешать отпуск С. для технических надобностей заводских предприятий без оплаты его акцизом (но с обеспечением залогами) и устанавливать правила, коими определяются категории заводов, на которые распространяется эта льгота, и условия пользования ими безакцизным С. Обращаясь к графе 2-й вышеприведенной таблицы, т. е. к остаткам спирта по 1-е января каждого года, нельзя не заметить явной тенденции к их возрастанию: с 1/10 и 1/7 всей выкурки остатки дошли в конце 90-х до 1/4 и даже до 1/3 всей годовой выкурки С., несмотря на сокращение последней по сравнению с 80-ми годами. Главнейшей причиной этого явления было, конечно, сокращение заграничного экспорта, а затем и сокращение внутреннего потребления, которое, начиная с 1891 г., остается почти неизменным в размере 1/2 ведра (в 40°) на душу обоего пола, между тем как в 80-х годах потребление в среднем доходило до 3/4 ведра на душу. Накоплением значительных запасов С. можно объяснить и нижеследующие изменения в ценах на С. (за ведро в 40° в копейках, без акциза) за последнее 10-летие.

Цены на С. за ведро в 40° без акциза, в копейках

Годы

Ревель

Москва

Харьков

Одесса

Сырого картофельного и хлебного для вывоза, без посуды

То же, для местного потребления

Сырого картофельного и хлебного, без посуды

Сырой хлебный, с посудой

Паточный

Ректифицированный паточный

1890

1891

1892

1893

1894

35,4

48,9

45,0

37,5

27,1

60,0

80,0

71,0

58,2

40,2

65,3

86,0

75,8

59,2

50,0

68,5

87,0

76,0

59,5

49,0

61,8

84,0

74,0

59,7

59,0

54,5

75,4

64,8

53,1

50,4

Среднее за 1890—94

38,8

61,9

67,3

68,0

67,7

59,6

1895

1896

1897

1898

1899

25,1

25,7

26,6

45,7

45,5

37,7

35,7

40,3

61,1

79,2

53,8

46,0

55,5

59,4

68,9

50,6

48,5

47,2

52,7

62,1

57,1

54,5

53,2

56,7

67,6

52,2

42,4

41,9

54,8

53,8

Среднее за 1895—99

33,7

50,8

56,7

52,2

57,8

49,0

Таким образом, цены на С. во второе 5-летие понизились от 10 коп. до 14 коп. за ведро в 40°, т. е. примерно на цифру около 25% цены за первое 5-летие. Однако, начиная с 1897 г., цены пошли на повышение, которое оказалось очень чувствительным в двух следующих годах. Повышение 1897 г. объясняется обширными заготовками С. для надобностей казенной продажи вина: к 1 июня 1897 г. она была введена в 6 северо-западных и Смоленской губерниях, а с 1 января 1898 г. — в 10 губерниях Привислянского края, в Петербургской, Новгородской, Псковской, Олонецкой и Харьковской. С целью ослабить влияние спекуляции на цены С. в 1900 г. было повышено с 67% до 80% количество С., заготовляемого для надобностей казны (по разверстке) по заранее назначенным министром финансов ценам. Таким образом с торгов, где только и могут обнаруживать спекулянты свое влияние, приобретается в настоящее время лишь 20% общей заготовки для надобностей казны. Независимо от этого, в период вышеуказанного повышения цен на С., министерство финансов широко воспользовалось правом разрешать открытие новых заводов, возобновление старых и превышение действительной выкурки над нормами, установленными Положением о казенной продаже питей. Благодаря такой политике, выкурка периода 1899—1900 гг. достигла 83 млн. ведер, так что выкурка 1899—1900 гг. занимает четвертое место за все 38-летие.

О размерах душевого потребления, суммы питейного обложения на душу и числа жителей на одно питейное заведение дает понятие следующая таблица:

На одну душу населения обоего пола

Годы

Питейный сбор (руб.)

Вина в 40°

Душ на 1 питейное заведение

1863

1864

1865

1866

1867

1868

1869

1870

1871

1872

1873

1874

1875

1876

1877

1878

1879

1880

1881

1882

1883

1884

1885

1886

1887

1888

1889

1890

1891

1892

1893

1894

1895

1896

1897

1898

2,04

1,58

1,76

1,65

1,76

1,72

1,76

2,07

2,16

2,08

2,15

2,40

2,38

2,15

2,11

2,34

2,46

2,34

2,35

2,63

2,54

2,42

2,26

2,28

2,45

2,48

2,53

2,44

2,11

2,27

2,19

2,47

2,52 *)

2,58

2,63

3,04

1,23

0,80

0,90

0,86

0,91

0,92

0,95

0,92

0,94

0,93

0,92

0,86

0,85

0,76

0,74

0,81

0,86

0,80

0,78

0,77

0,75

0,70

0,65

0,62

0,63

0,62

0,61

0,57

0,50

0,50

0,50

0,53

0,53

0,51

0,50

0,50

259

249

271

288

316

331

373

362

380

387

394

550

605

652

678

595

578

574

600

593

688

675

708

741

753

749

725

742

811

881

929

927

979

1015

1115

1295

*) С включением дохода от казенной продажи питей.

Таким образом, потребление С. в России сократилось за 34-летний промежуток почти вдвое, а число заведений — с лишком в 4 раза, обложение же увеличилось, по сравнению с 1864 г., с лишком на 1 руб. Все эти явления находятся во взаимной связи: чем меньше мест раздробительной продажи вина и чем оно дороже, тем его меньше выпивают. В какой зависимости находились указанные факторы, можно видеть из следующих двух таблиц. Первая из них составлена по периодам возвышении акциза, а вторая — по периодам возвышении патентного сбора, и обе сопоставлены с числом смертей от пьянства.

Периоды

Акциз с 1°

На душу вина в 40° (вед.)

Среднее в год число смертей от пьянства *)

Всего

На 1 млн. жит.

1870—73

1874—80

1881—85

1886—87

1888—92

1893—94

6

7

8

9

10

0,93

0,81

0,73

0,62

0,57

0,52

4657

4422

5243

4633

4207

4128

70,6

62,3

59,6

49,8

44,3

40,9

*) По Донской Области и Привислянскому краю отсутствуют сведения о числе смертей от пьянства за период 1870—1873 гг. и 1874 —1880 гг. С периода 1881—85 гг. эти сведения включены в таблицу, чем и объясняется скачок вверх в абсолютном числе смертей от пьянства, на относительную же цифру это, конечно, не повлияло (см. "Казенная продажа вина").

Каждое повышение акциза на 1 коп. за 1° уменьшало душевое потребление вина почти на 1/10 ведра в 40°. Почти столь же правильное уменьшение замечается и в числе смертей от пьянства. Последнее явление зависит, однако, не от одного количества вина, потребляемого на душу, но еще и от численности питейных заведений и в особенности от рода их — т. е. преобладают ли распивочные или выносные заведения.

Периоды возвышения патентного сбора

Среднее число душ на 1 питейное заведение

Среднее в год число смертей от пьянства

Всего

На 1 млн. жителей

1871

1872—73

1874—82

1883—85

1886—93

1894

380

391

601

690

788

927

4877

4638

4614

5125

4273

4290

74

69

63

57

45

42

Из этих цифр видно, что с возвышением патентного сбора уменьшалось и число питейных заведений, а вместе с тем и смертность от пьянства. Последняя величина особенно сильно понизилась в период 1886—1893 гг., когда получил действие закон 14 мая 1885 г., который: 1) отдал предпочтение выносной торговле перед распивочной, понизив для первой и повысив для второй цену патента; и 2) открытие и действие питейных заведений поставил под надзор вновь установленных учреждений — уездных и питейных присутствий, имевших дискреционное право не допускать к питейной торговле неблагонадежных лиц. Коренной переворот в характере потребления вина произвело введение с 1895 г. казенной продажи вина. Несмотря на свое краткое существование, новые питейные порядки успели уже дать результаты, поддающиеся цифровому определению. В нижеследующей таблице приводится (по расчету на душу обоего пола) сравнение между сбором хлебов (в пудах), потреблением вина (в ведрах 40-градусного вина) и смертностью от пьянства (на 1 млн. жителей).

Годы

Европейская Россия

Губернии (25) немонопольные

Губернии (35) монопольные

Сбор хлебов

Потребление вина

Смертность от пьянства

Сбор хлебов

Потребление вина

Смертность от пьянства

Сбор хлебов

Потребление вина

Смертность от пьянства

1889

1890

1891

1892

1893

1894

1895

1896

1897

1898

14,4

18,4

13,5

17,2

25,2

25,1

21,8

21,9

17,5

21,3

0,63

0,52

0,53

0,55

0,54

0,58

0,58

0,53

0,55

0,56

52

45

44

40

41

42

45

45

45

48

16,5

11,5

14,5

22,7

25,4

22,0

22,5

14,5

17,0

0,62

0,55

0,52

0,56

0,54

0,58

0,59

0,61

0,63

0,63

83

69

59

53

56

60

68

68

67

77

17,7

15,0

19,4

27,3

24,8

21,8

21,5

19,4

24,0

0,64

0,60

0,54

0,54

0,54

0,58

0,56

0,52

0,48

0,50

30

28

31

28

29

28

28

28

29

27

Обращаясь к данным по Европейской России, нельзя не видеть, что, несмотря на уменьшение численности питейных заведений с 1895 г., потребление С. остается почти неизменным, между тем как число смертей от пьянства, убывавшее до 1893 г. вследствие возвышения акциза, начало правильно, хотя и очень медленно, возрастать. Это явление находит себе объяснение в последующих цифрах. В губерниях, оставшихся немонопольными до 1899 г., численность питейных заведений остается почти неизменной (относительно населения), потребление же С. почти непрерывно увеличивается, а параллельно с этим увеличивается и число смертей от пьянства, которое в течение 6 лет чрезвычайно возросло — на 24 на миллион жителей. В губерниях, где в настоящее время действует монополия, число мест раздробительной торговли вином с 1895 г. правильно и непрерывно падает, потребление вина хотя несколько и колеблется, но в общем падает, число же смертей от пьянства уменьшается очень слабо. Особенно характерным является сопоставление урожаев (на душу населения) с потреблением вина в губерниях монопольных и немонопольных: урожаи второго района несколько ниже монопольного и во всяком случае — не выше; между тем потребление вина ниже в монопольном, чем в немонопольном районе. Это может быть объяснено как вообще теми препятствиями к пьянству, которые поставлены монополией, так — в особенности — чрезвычайным сокращением числа мест распивочной торговли. Явление это тем более характерно, что, до введения монополии, губернии монопольного района потребляли вина более, чем немонопольные. Таким образом, введение монополии, понизив вообще потребление вина, ослабляет влияние урожаев на потребление вина, т. е. урожай не вызывает его в такой степени, как прежде.

В районе, где ныне действует монополия, последняя вводилась постепенно, и потому в вышеприведенной таблице — в последних 3 столбцах — за 1895, 1896 и 1897 гг. — смешаны губернии и где действовала монополия, и где ее не было. Ввиду этого, следует еще рассмотреть вышеприведенные данные отдельно по районам и притом в связи с теми чрезвычайными изменениями в относительной численности мест выносной и распивочной продажи вина, которые явились результатом введения монополии и которые можно усмотреть из нижеследующих двух таблиц:

Число мест раздробительной питейной торговли

18 94 г.

1898 г.

Разность с 1894 г.

Всего

Населения на 1 заведение

Всего

Населения на 1 заведение

Всего

Населения на 1 заведение

Губернии 1 -й очереди (1 января 1895 г.)

1) Выносные казенные винные лавки

2) Выносные частные заведения с крепкими напитками

 

5169

 

 

2712

183

 

 

+2712

—4986

 

—96,5

Итого

5169

1783

2895

3427

—2274

—44,0

3) Распивочные частные завед. с крепкими напитками

4) Прочие частные заведения без крепких напитков

1395

545

437

988

—958

+443

—68,7

+81,3

Всего

7109

1296

4320

2297

—2789

—39,2

Губернии 2 -й очереди (1 июля 1896 г.)

1) Выносные казенные винные лавки

2) Выносные частные заведения с крепкими напитками

 

4575

 

 

7750

599

 

 

+7750

—3976

 

—86,9

Итого

4575

4723

8349

2855

+3774

+82,5

3) Распивочные частные завед. с крепкими напитками

4) Прочие частные заведения без крепких напитков

16637

4580

2297

4215

—14340

—365

—86,2

—8,0

Всего

25792

838

14861

1604

—10931

—42,4

Губернии 3 -й очереди (1 июля 1897 г.)

1) Выносные казенные винные лавки

2) Выносные частные заведения с крепкими напитками

 

906

 

 

3004

341

 

 

+3004

—565

 

—62,4

Итого

906

12310

3345

3614

+2439

+269,2

3) Распивочные частные завед. с крепкими напитками

4) Прочие частные заведения без крепких напитков

10485

1340

982

1847

—9503

+507

—90,6

+37,8

Всего

12731

876

6174

1958

—6557

—51,5

Губернии 4 -й очереди (1 января 1898 г.)

1) Выносные казенные винные лавки

2) Выносные частные заведения с крепкими напитками

 

3471

 

 

3508

1182

 

 

+3508

—2289

 

—65,9

Итого

3471

4887

4690

3956

+1219

+35,1

3) Распивочные частные заведения с крепкими напитками

4) Прочие частные заведения без крепких напитков

19516

3154

3901

6160

—15615

+3006

—80,0

+95,3

Всего

26141

649

14571

1258

—11390

—43,6

Всего по монопольному району

1) Выносные казенные винные лавки

2) Выносные частные заведения с крепкими напитками

 

14121

 

 

16974

2305

 

 

+16974

—11816

 

—83,7

Итого

14121

4174

19279

3340

+5158

+36,5

3) Распивочные частные завед. с крепкими напитками

4) Прочие частные заведения без крепких напитков

48033

9619

7617

13210

—40416

+3591

—84,1

+37,3

Всего

71773

821

40106

1606

—31667

—44,1

Сбор хлебов, потребление вина и численность смертей от пьянства отдельно по 4 монопольным районам за последнее 10-летие выражаются следующими цифрами:

Годы

Первая очередь

Вторая очередь

Третья очередь

Четвертая очередь

Сбор хлебов

Потреблен. вина

Смертность от пьянства

Сбор хлебов

Потреблен. вина

Смертность от пьянства

Сбор хлебов

Потреблен. вина

Смертность от пьянства

Сбор хлебов

Потреблен. вина

Смертность от пьянства

1889

1890

1891

1892

1893

1894

1895

1896

1897

1898

21,3

9,7

21,3

25,9

29,5

26,1

30,1

20,7

12,1

0,41

0,38

0,32

0,31

0,34

0,35

0,33

0,35

0,37

0,36

48

49

43

39

43

38

28

30

35

35

11,0

21,6

22,6

41,7

34,2

29,6

26,2

25,4

35,7

0,77

0,65

0,64

0,63

0,61

0,69

0,66

0,54

0,48

0,57

18

16

16

15

17

17

16

16

14

18

12,5

12,9

16,2

16,0

16,9

12,9

14,4

14,1

17,8

0,55

0,53

0,47

0,50

0,48

0,50

0,46

0,45

0,40

0,37

26

21

26

26

26

28

26

21

26

23

9,0

12,1

16,4

17,4

15,5

15,2

15,2

14,2

19,4

0,69

0,64

0,60

0,58

0,59

0,63

0,63

0,61

0,61

0,56

39

35

47

39

40

37

43

46

45

38

Обращаясь к рассмотрению зависимости между размерами душевого потребления вина и численностью питейных заведений, нельзя не обратить внимания на тот факт, что, несмотря на значительное сокращение в численности питейных заведений, в восточном районе потребление вина осталось почти на одном уровне. Явлению этому можно найти объяснение в том обстоятельстве, что в восточном районе пропорция между выносными распивочными заведениями сравнительно мало изменилась после введения монополии: в восточных губерниях и до монополии преобладал тип выносных заведений, и вся питейная торговля была монополизирована в руках немногих винопромышленников. Казенная монополия, сократив число мест продажи вина и устранив все неблагоприятные стороны прежней выносной торговли и, очевидно, не повлияв собственно на размеры потребления вина, удешевила лишь расходы на его приобретение. Тем не менее, уменьшение в колебаниях размера душевого потребления вина, несмотря на различие урожаев, обнаруживается и здесь.

Иное наблюдается в губерниях 2-й и 3-й очередей: здесь произошло сильное сокращение в потреблении вина в соответствии с полным переворотом в раздробительной торговле вином, в которой до монополии было полное преобладание распивочной продажи над выносной, а с введением монополии — наоборот. Даже несколько повысившееся в губерниях 2-й очереди потребление вина в 1899 г. далеко не достигло тех норм, которые существовали до монополии, несмотря, например, на одинаковость урожая с 1894 г., против которого душевое потребление вина в 1898 г. понизилось на 0,12 ведра в 40°. Кроме того, были частичные причины, повлиявшие на высоту потребления в некоторых губерниях 2-й очереди. Так, например, в Бессарабской губернии потребление вина удвоилось (с 572 тыс. ведер в 1897 г. до 1141 тыс. ведер в 1898 г.) вследствие неурожая винограда и отсутствия виноградного вина. Та же причина имела место и в Херсонской губернии, где потребление возросло на 420 тыс. ведер. Повышение потребления в Екатеринославской губернии (на 300 тыс. ведер) обязано чрезвычайному развитию в этой губернии горнозаводской и металлургической промышленности. То же должно сказать о Киевской губернии, где получила сильное развитие свеклосахарная промышленность. Промышленное развитие названных губерний привлекает в них массы рабочих из других губерний, которые значительно повышают душевое потребление, исчисляемое на местное население. Если принять в соображение усиление потребления только в названных 4 губерниях, которое превысило 1897 г. с лишком на 1½ млн. ведер, и что во всех 9 губерниях оно возросло только на 2 млн. ведер, то и здесь выясняется что собственно урожай 1898 г. слабо повысил местное потребление. В губерниях 3-й очереди уменьшение потребления вина в 1897 г. совпало с хорошим урожаем, а дальнейшее сокращение его в 1898 г. — с небывалым за все 10-летие урожаем хлебов в этом районе. В 4-м районе также замечается слабое понижение в потреблении вина в соответствии с относительно слабым уменьшением числа мест частной продажи напитков. Кроме того, на колебания душевого потребления по годам оказывает влияние и то, что в 4-м районе находятся слишком разнообразные местности, и для раскрытия закономерности в этих колебаниях потребовался бы подробный анализ цифр по отдельным частям этой обширной области.

Ср. "Отчеты главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей за 1883—1888 гг."; "Статистика производств, облагаемых акцизом, и гербовых знаков, за 1897—1898 гг."; "Казенная продажа вина" (1900); "Свод товарных цен на главных русских и иностранных рынках за 1890—99 гг."; "Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности 1865 г." (статья А. Корсака, "О винокурении").

Н. О. Осипов.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:35 MSK