[ начало ] [ С ]

Спорт

— Первоначально этим словом обозначалось стремление к достижению чего-либо особенно выдающегося в сфере телесных упражнений; затем смысл его подвергался разным изменениям, и в настоящее время С. называются всякие вообще занятия, имеющие целью удовольствие или увеселение, но отнюдь не выгоду. Обыкновенно С. разделяется на две группы: С. подвижный и С. неподвижный.

Подвижный С., основным признаком которого служит движение, может быть разделен на элементарный и высший. Цель элементарного С. составляют собственно телесные упражнения: гимнастика, борьба (бокс, кулачные бои), фехтование, ходьба, бег и прыганье, танцы, альпийский С. (восхождение на горы), ходули, плаванье, игры на открытом воздухе (англ. out door games, rural sport) — крикет, крокет, лаун-теннис, лапта, мяч, поло, городки, кегли, гигантские шаги, метание диска, пускание змеев и т.п. К высшему С. принадлежат: охота во всех ее видах, лошадиный С. (скачки, рысистые бега), водяной С. (гребной, парусный), зимний С. (бег на коньках, на лыжах, езда на буерах), велосипедный С. (езда фигурная, туризм), воздухоплаванье.

К неподвижному С. (в котором мускульные движения не играют существенной роли) относятся: разведение разных животных (коневодство, собаководство, птицеводство, пчеловодство и пр.), садовый С. (устройство садов, содержание растений), составление всевозможных коллекций (монет, марок, древностей, гравюр, рукописей, автографов и т. п.), игры внутри дома (in door games) — бильярд, лото, домино, кости, игральные карты, шашки, шахматы и т. п.

Переходную ступень от подвижного к неподвижному С. составляют стрельба в цель, садки (голубиная, звериная), травля и бои животных и т. п. К С. может быть причислена и любительская фотография. Всего дальше в расширении понятия С. идут англичане, у которых существуют еще так называемый дамский и детский С.; к первому относятся дамские рукоделья, ко второму — разные забавы, которыми дети наполняют свои досуги в долгие зимние вечера (склейка домиков, рисование, раскрашивание, физические опыты и проч.).

Лежащие в основании С. телесные упражнения и другие увеселения играли значительную роль во все времена и у всех народов. У древних персов воспитание юношества заключалось, главным образом, в упражнении телесной силы и ловкости. В древней Греции играло большую роль гимнастическое обучение народа. У римлян также процветали всевозможные состязания, начиная с простой борьбы и кончая грандиозными морскими сражениями (наумахиями). В средние века достояние классических народов унаследовали германцы, у которых военные игры, общественные танцы, борьба, стрельба из лука и др. достигли значительного процветания. Наибольшее развитие телесные упражнения получили во времена рыцарства и турниров. С упадком рыцарства начинается упадок и С. в смысле телесных упражнений. Исключение составляла преимущественно Англия, в которой С. сделался явлением вполне народным. Упадок С. составлял несомненную ошибку, повсеместно сознанную лишь в последнюю четверть века: слишком много отдавая сил на развитие умственных способностей, люди забыли о развитии и укреплении своего тела, к красоте которого они все-таки не оставались равнодушны. Жизнь и деятельность интеллигенции сложилась так, что в ней мало места труду физическому, который мог бы, хотя отчасти, восполнять недостатки физического развития — и вот, эту-то роль и исполняет С., полезный, если он не переходит в крайность, и тем, что отвлекает молодежь от многих пагубных для здоровья и нравственности времяпрепровождений.

См. Владимирский, "Опыт классификации всех видов С." ("Охотник", 1887, № 18); Влад. Шл., "С., его виды, историческое развитие и культурное значение" (там же, 1887, № 19; 1888, № 34); А. Ивашенцов, "Охота и С." (СПб., 1898).

С. Б.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:35 MSK