[ начало ] [ Т ]

Тариф таможенный

— Слово "тариф" происходит от названия небольшого города Тарифы (см.) близ Гибралтарского пролива. Во время владычества над обоими берегами пролива арабы взимали в Тарифе по особой таблице сбор со всех судов, проходивших через пролив, соответственно качеству и количеству груза. Впоследствии таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово тариф вошло во всеобщее употребление. Т. таможенный представляет собою роспись всех товаров, на которые установлены ввозные и вывозные таможенные пошлины (см.), с указанием размера обложения. Во всех государствах, за исключением тех, где предметы внешней торговли обложены однообразными умеренными пошлинами, или тех, где подвергнуты обложению лишь некоторые продукты потребления (Англия), таможенный Т. представляет весьма сложный законодательный акт. Предметы внешней торговли, вообще чрезвычайно разнообразные, подразделяются на множество категорий. При обложении разных категорий государство преследует неодинаковые цели, что и вызывает разнообразие в пошлинных ставках. Одна из главнейших целей таможенного обложения товаров — доставление фиску возможно большего и верного дохода. С фискальными целями облагаются все те товары, производство которых внутри страны государство не может или не желает поощрять в данное время. Сюда относятся: 1) не добываемые в стране (экзотические) продукты потребления: чай, кофе, какао, колониальные фрукты, пряности и т, п. 2) Не производимые в стране материалы, служащие для обработки, — хлопок, джута, дерева южных пород, красильные вещества, некоторые минералы и т. п. Подобные продукты облагаются пошлиною только в тех странах, где на вырабатываемые из них изделия существуют более или менее высокие покровительственные пошлины; иначе обложение их сделало бы невозможной конкуренцию внутреннего производства с мануфактурами тех стран, куда эти продукты ввозятся беспошлинно. Если государство, в котором существуют фискальные пошлины на такие материалы, желает сделать возможным вывоз изделий, вырабатываемых из них, в другие страны, оно обыкновенно установляет возврат при отпуске этих изделий, пошлин, взысканных за сырые материалы, из коих они изготовлены (drawback). Когда размер суммы, возвращаемой при вывозе, несколько выше той, какая фактически могла быть уплачена за такие материалы, мы имеем дело с премией за вывоз.В России возврат пошлин применяется при вывозе хлопчатобумажных изделий, произведений канительного производства и льняных товаров. 3) Иногда и готовые изделия облагаются, в фискальных видах, пошлиною в размере, исключающем возможность такого развития соответственной отрасли внутренней промышленности, которое повело бы к сокращению ввоза. В большинстве случаев фискальные таможенные пошлины взимаются в невысоком размере — 5, 10, редко 15% со стоимости. Это объясняется тем, что при установлении таких пошлин имеется в виду достигнуть возможно большого дохода от данной статьи привоза, а высокое обложение может повести к уменьшению ввоза или к развитию контрабанды. В некоторых государствах применяются, наоборот, очень высокие фискальные пошлины как средство достигнуть выгодного расчетного баланса и воспрепятствовать отливу денег за границу. Если в стране существует высокое фискальное обложение некоторых продуктов внутреннего производства (акцизы), то приходится налагать высокие пошлины и на соответственные ввозные произведения. Нередко бывает, что при общем пересмотре Т. устанавливаются умеренные фискальные пошлины, но впоследствии в силу финансовых затруднений правительству приходится, изыскивая новые источники к увеличению государственных доходов, возвышать эти пошлины, и таким образом умеренные оклады постепенно достигают высоких размеров. О существе и значении покровительственных пошлин см. Протекционизм и Свободная торговля. В различных государствах применяются далеко не одинаковые системы покровительства внутреннему производству. Там, где выделка товаров простейших сортов, потребляемых низшими слоями населения, достаточно развилась и не нуждается в таможенном покровительстве, а правительство опасается наложением протекционных пошлин на эти сорта вызвать вздорожание их в ущерб беднейшим классам, простые товары либо пропускаются беспошлинно, либо облагаются незначительными фискальными сборами; высокие покровительственные пошлины применяются только к самым дорогим сортам товаров, подвергшимся особо тщательной (тонкой) отделке (такая приблизительно система применяется в Австро-Венгрии и Италии). В других странах, где промышленность развита слабо и может изготовлять только простейшие изделия, правительство стремится обеспечить сбыт тех продуктов, какие она выделывает; в таких случаях ввоз простейших сортов товара или запрещается, или облагается весьма высокими пошлинами; более умеренные (сравнительно со стоимостью) оклады применяются к высоким сортам, не вырабатываемым или мало вырабатываемым в стране. Такой характер имели таможенные Т. в России с 1822 по 1857 г.; при министре финансов графе Канкрине было принято за правило вовсе запрещать к ввозу, например, суровые ткани, простые металлические товары и пр. К таким же результатам приводит наложение на известный товар, представляющий много сортов, от весьма дешевых до высокоценных, одинаковой довольно высокой пошлиной: последняя, составляя более 200—500% с цены низших сортов, делает совершенно невозможным ввоз их и в то же время ложится более умеренным гнетом на высокие и ценные сорта (10—30%). Такая система обложения применяется в некоторых случаях и в существующем ныне русском Т.; напр. на всякие льняные ткани, начиная с самых грубых и дешевых и кончая дорогим батистом, существует одинаковый оклад в 72 руб. с пуда. — Наконец, иногда покровительственными пошлинами поощряется производство товаров всех сортов и во всякой степени обработки: при таких условиях каждый род ввозных товаров разбивается на множество категорий, и по каждой назначается особая пошлина соответственно ее ценности и степени покровительства, какую имеется в виду оказать соответствующей отрасли внутренней промышленности. Такая система применяется действующим русским Т. 1891 г.; она ведет к чрезвычайно сложной тарификации товаров, вызывая разделение статей привоза на множество подразделений с указанием признаков пропускаемого по этому подразделению товара. Отдельные товары, внутреннее производство которых особо поощряется по каким-нибудь правительственным соображениям или ввиду ходатайств представителей промышленного класса (всегда оказывающего большее или меньшее влияние на выработку Т.), облагаются иногда в Т. специальной пошлиной; иногда, наоборот, приходится облагать уменьшенной пошлиной некоторые разновидности привозных товаров, распространение которых в народе признает заслуживающим особого поощрения; все это порождает еще большую пестроту в тарифе [Иногда на один и тот же товар налагаются различные пошлины в зависимости от части границы, через которую он ввозится — напр. при желании оживить привоз товара морем или через данный порт (так наз. дифференциальные пошлины).]. Если государство заключает торговые договоры (см.) с другими державами, то последние нередко выговаривают уступки в пошлинах на некоторые продукты, составляющие предмет их вывоза (так назыв. Система конвенционного Т.). Независимо от собственно покровительственных целей правительство налагает иногда очень высокие ввозные пошлины на некоторые произведения, развитие потребления коих признается нежелательным в видах противодействия и привозу: этим объясняется установление даже в странах, следующих принципам свободной торговли, высоких окладов на предметы роскоши, на дешевые суррогаты жизненных припасов, не всегда безвредные для здоровья, и т. д. Затем во многих государствах правительство, помимо фискальных и протекционных целей, стремится налагать по возможности усиленные пошлины вообще на все статьи привоза, т. е. на продукты потребления и сырые материалы, хотя бы не производимые в стране, иногда даже на предметы печати и искусства, в видах сокращения оборотов ввозной торговли и противодействия перемещению капиталов и денежных знаков за границу. Такая система, близко граничащая с меркантилизмом XVII и XVIII в., в настоящее время применяется, напр., в Испании. В России подобными целями вызывались установление очень высоких пошлин и запрещение ввоза массы товаров в период времени с 1793 по 1819 г., а также беспрерывное усиление ввозных пошлин с 1882 г. В законе 21 июля 1900 г., установившем повышение таможенных пошлин по поводу событий в Китае, прямо выражено, что поднятие Т. вызвано потребностью в новых расходах, которые притом в значительной части должны быть произведены за границей. Наконец, при установлении окладов на ввозные товары, правительство иногда имеет целью оказывать давление, или репрессию, на другие государства, налагающие слишком высокие пошлины на продукты, вывозимые из данной страны. Эта цель достигается, во-первых, усилением обложения тех произведений, которые ввозятся в данную страну из враждебного, с таможенной точки зрения, государства (так наз. боевые пошлины), во-вторых, посредством заключения с другими государствами особых трактатов, в силу коих каждая сторона выговаривает себе уступки в обложении предметов, составляющих главные статьи ее отпуска (конвенционные уступки). В первом случае применяется система автономных таможенных Т. При этой системе государство установляет пошлины на ввозные товары собственною властью, не указывая срока действия Т. и оставляя за собою право изменять последний по своему усмотрению; с другими же государствами заключаются договоры, обусловливающие за договаривающимися сторонами только права наиболее благоприятствуемых держав, т. е. право на то, чтобы в случае действия в одной из стран двоякого тарифа — автономного и пониженного или общего и конвенционного — продукты другой страны очищались в первой наинизшими пошлинами. При системе конвенционных Т. государства вступают между собой в договоры в том смысле, чтобы к известным продуктам договаривающейся стороны вместо пошлины, установленной общим (автономным) Т., применялась пошлина не выше выговоренного (пониженного) размера. В настоящее время почти повсюду применяется система конвенционных Т., начавшая распространяться с 50-х годов XIX стол. Россия придерживалась автономных Т. до 1893 г.; до того времени у нас существовал только один общий Т., причем таможенный устав предоставлял министру финансов право увеличивать до 50% пошлины с произведений тех стран, какие будут применять более высокие оклады к русским продуктам. Первая конвенция, с довольно значительными уступками с нашей стороны, была заключена в июне 1893 г. с Францией, в 1894—96 гг. — с Германией и др. государствами. См. Торговые договоры и конвенции. Из всего вышеизложенного ясно, какою сложностью может отличаться таможенный Т. и как запутана в некоторых случаях таможенная тарификация товаров. Вообще таможенный Т. принято излагать в виде таблиц, в коих товары распеределяются по категориям, иногда в алфавитном порядке. Эта чисто механическая система изложения Т. применяется до настоящего времени во многих странах — напр. в Германии, Соед. Штатах Сев. Америки и т. п., иногда в виде глав, обнимающих собою однородные товары. При разделении Т. на главы в основание принимаются иногда назначение и степень выделки товара: жизненные припасы, сырые продукты и полуобработанные материалы, служащие для обработки, изделия обрабатывающей промышленности и вполне готовые (аппретированные) передметы, обыкновенно выделанные из разных материалов (готовое платье, зонтики, музыкальные инструменты, экипажи, мелочные вещи и пр.). Особой систематичностью классификации отличаются Т. Италии и Франции. — У нас с изданием Т. 1891 г. нет более разделения Т. на главы, но в последовательности статей замечается известная систематическая группировка. Ст. 1—39 росписи А (товары привозные) обнимают жизненные припасы, ст. 43—53 — разные продукты животноводства, ст. 54—57 — кожи и шкуры и изделия из них, ст. 58—61 — лес и деревянные изделия, ст. 62—64 — разные растительные продукты и изделия, ст. 66—71 — разного рода продукты ископаемого царства, ст. 72—74 — кирпич и глиняные изделия, ст. 75 —фаянсовые, ст. 76 — фарфоровые, ст. 77—78 — стеклянные изделия, ст. 79 — уголь каменный, ст. 81—121 — химические, аптекарские и парфюмерные продукты, ст. 124—137 — дубильные и красильные материалы, 138—175 — металлы и всякого рода металлические изделия, 176—178 — тряпье, бумагу и книги, 179—208 — волокнистые вещества, пряжу и ткани, 208—218 — разные готовые изделия. Ст. 219—228 составляют роспись Б — товары, запрещенные к ввозу. Для товаров отпускных существует роспись В, заключающая в себе 8 статей, отдельные главы тарифа распределяются на более мелкие подразделения. Для правильного применения Т. необходимо, чтобы при распределении товаров на мелкие статьи и пункты были точно указаны отличительные признаки, по коим товар должен быть отнесен к данному подразделению; такими признаками служат материал, из коего выделан товар (напр. изделия из дерева простых или ценных работ), степень выделки (металлические передметы простые, полированные и посеребренные или позолоченные, ткани суровые, беленые, крашеные и набивные и т. п.), величина (проволока более широкого или более узкого диаметра), назначение (машины фабрично-заводские и земледельческие), внешний вид (мелочная вещь простая или тонкой работы). В видах удобства пользования Т. на практике как для таможенных чиновников, так и для торговцев весьма важно, чтобы приведенные выше отличительные признаки товаров означались в нем с ясностью и достаточной подробностью, но без излишней казуистичности. Не следует установлять резкого различия в окладах на товары, сходные между собою. В этом отношении русский Т. 1891 г. заставляет желать весьма многого. К Т. обыкновенно прилагается подробный алфавитный перечень товаров, а также пояснительные примечания. Таможенные Т. России, как общий, так и конвенционный, составляют одну из частей VI т. Свода Зак. гражд. — Устава таможенного; департаментом таможенных сборов выпускаются полные и очень подробные официальные его издания. См. Таможенные сборы, Таможенные пошлины и учреждения, Протекционизм, Свободная торговля.

К. Л—ий.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:38 MSK