[ начало ] | [ Т ] |
Тачка*
(горн.) — Земляная работа обыкновенно начинается Т., перевозка в которых выгодна до расстояния в 80—60 с.; при больших расстояниях выгоднее другие способы отвозки земли. Вместимость Т. изменяется в зависимости от рода перевозимого материала. На одну куб. саж. мягкой растительной земли приходится 150—160 нагрузок Т.; при твердом растительном грунте 175—185 нагрузок. При перевозке Т. по пути их прокладывают катальные доски (1½" толщины и 10" ширины) в два ряда — один для нагруженных, другой — для пустых Т. Наибольший возможный подъем пути 1/10—1/7. Caмoтopмoжeниe Т. начинается с уклона 1/20 — 1/18. Если подъем пути не превосходит 1/24, то путь в смысле хода откатки можно считать горизонтальным; при большем подъеме число возчиков рассчитывается как бы по горизонтальному пути, но для расстояния L, большего среднего расстояния перевозки l, а именно при подъеме менее 1/12: L = 1+6 а и при подъеме более 1/12: L = l+30 а —2b, где а высота подъема, а b горизонтальная его проекция. В зависимости от этого при большом подъеме выгоднее делать путь в виде ломаной линии, зигзагами. Средняя скорость движения Т. (туда и обратно) около 50—70 метр. в минуту; расстояние, на которое производится перевозка, часто выгодно разбивать на участки так, что один рабочий довозит Т. до известного пункта, где сдает ее другому, а от него берет пустую и т. д. Для определения длины участков (перегонов) нужно сделать расчет так, чтобы перевозка по данному участку груженой Т. туда и пустой — назад заняла как раз столько времени, сколько займет перевозка по всем остальным участкам, и столько, сколько длится нагрузка Т. Затем, перевозка должна совершаться по кратчайшему направлению. Первый признак неправильной организации работ на данной площади — это если пути перекрещиваются. Вся нагрузка на Т. распределяется на две точки опоры: 1) на оси колес и 2) на руки рабочего, поддерживающего рукоятки Т. Усилиe, требуемое от последнего, очевидно прямо пропорционально расстоянию от оси колеса до центра тяжести Т. и обратно пропорционально расстоянию от оси колеса до конца рукоятки. Если центр тяжести находится над осью колеса, то все усилие рабочего направляется исключительно на придание Т. поступательного движения, т. е. на преодоление сопротивления от трения в осях колеса и самого колеса по пути. На практике центр тяжести Т. несколько удаляют от оси, иначе Т. делается весьма валкой и колеса ее глубоко врезываются в почву. Усилие рабочего составляет обыкновенно 18—20 кг. Чем больше диаметр колеса Т., тем легче откатка, ибо затрата силы на преодоление трения изменяется почти прямо пропорционально отношению между диаметрами колеса и оси. В рудниках Т. применяется сравнительно редко — главным образом для откатки тяжелых руд и как вспомогательное средство для доставления добытого ископаемого от забоев к вагонам. Собственно рудничная Т. изображена на прилагаемом рисунке (впрочем, часто применяется и обыкновенная Т.); длина Т. рассчитывается так, чтобы рабочий мог при разгрузке достать руками до ее задней стенки.
Вместимость Т. изменяется, смотря по ее назначению: для бурого угля — 3 куб. фута, для серебросвинцовых руд — 1 куб. фут. В России Т. чаще всего деревянные, реже из листового железа. Производительность при откатке помощью Т. в руднике меньше, чем на поверхности, и изменяется от 0,25 до 0,75 километрической тонны. Если по выработкам проложить катальные доски, то производительность возрастает до 1 километрической тонны.
А. Н. Митинский. Δ .
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:38 MSK |