[ начало ] | [ Т ] |
Тибулл
(Albius Tibullus) — древнеримский поэт, живший в I в. до Р. Х. Скудные факты биографии Т. черпаются прежде всего из произведений самого поэта, затем из стихотворений Горация и Овидия. Некоторые подробности дает, кроме того, весьма краткая древняя биография. По-видимому, Т. родился и вырос в привольной сельской обстановке, почему он часто и с любовью воспевает деревню. Из некоторых намеков можно думать, что семейство поэта понесло значительный материальный урон во время раздачи земли ветеранам, может быть — в 41 г. до Р. Х. Во всяком случае, у Т. осталось достаточно средств для вполне безбедной жизни; Гораций даже называет его богатым. Как римский всадник, Т. должен был отбывать в течение 10 лет военную службу. Личные отношения, о которых мы не знаем ничего детального, привели его в лагерь одного из знатнейших римлян того времени, Марка Валерия Мессаллы Корвина, и Т. поступил в его свиту. Мессалла по своим убеждениям был ярый республиканец; его подчиненный, а впоследствии друг Т. держался, по-видимому, тех же самых воззрений: нигде в своих стихах не упоминает он про Августа, про Мецената, про Актийскую битву, не называет он никогда и поэтов монархии — Вергилия и Горация, хотя последний, кажется, очень дорожил мнением Т. о своих сатирах. После Актийской победы и поражения Антония Мессалла был послан Августом против кельтов Аквитании, за победу над которыми получил триумф (27 г. до Р. Х.), воспетый Т. (I, 7); он совершил также поход в Сирию и Киликию. Т. сопровождал везде своего покровителя, но во время путешествия на Восток захворал и некоторое время оставался больной на о-ве Коркире (I, 3). Главным содержанием 2 книг Элегий Т., названных так от размера, которым они написаны (чередование гекзаметра и пентаметра), служат любовные истории поэта. Первой любовью Т. была вольноотпущенница Делия, имя которой с легкой руки Т. так часто фигурирует впоследствии в стихотворениях ложноклассических поэтов для обозначения возлюбленной. По свидетельству Апулея, настоящее имя этой женщины было Плания. Историю отношений Т. и Делии проследить трудно, так как, по обычаю древности, поэт окутал действительность тонким покрывалом. Приблизительно роман их представляется в следующем виде: в эл. I, 1 — Т. страстно влюблен в Делию, но не владеет еще ею. Война вырывает поэта из объятий возлюбленной. Происходит нежная сцена прощания (I, 3). Лежа больной в Коркире, Т. мечтает о своем внезапном появлении перед Делией и о ее радости. На самом деле при своем возвращении из похода поэт находит красавицу во власти какого-то богача (I, 5), так что все радужные мечты Тибулла должны рассеяться. Может быть, этот богач женился на Делии и во всяком случае крепко сторожил ее (I, 2); однако Т. удалось прокрасться в дом красавицы, даже получить ночное свидание; но скоро Делия завела себе нового друга сердца. Вероятно, во время размолвки с Делией Т. любил красивого мальчика Марата (I, 4, 8 и 9). Издана была первая книга ок. 27 г. до Р. Х. Вторая книга посвящена новой любви поэта — Немезиде, названной этим вымышленным именем, вероятно, в отмщение за вероломство Делии. Немезида рисуется нам женщиной низкого происхождения, требующей платы за свои ласки, тогда как главным достоянием Т. являются его стихи и слава (II, 4). Между тем, без Немезиды поэту не удается ни один стих, и он заклинает свою возлюбленную относиться к нему поласковее во имя тени ее маленькой сестры, которая была хорошо расположена к Т. Намеков на удовлетворение желаний поэта мы не встречаем. Задушевный и сердечный тон стихотворений к Делии отсутствует в элегиях, посвященных гетере Немезиде; к страсти и тоске здесь часто примешивается ирония над самим собой и юмористические выходки. Во всяком случае, по свидетельству Овидия, Т. был верен Немезиде до самой смерти. В первой элегии 2-й книги поэт с редким мастерством описывает сельский праздник Ambarvalia. Это стихотворение рисует нам Т. истым сельским хозяином, получающим наслаждение от своего поместья и сельских в нем работ. Пятая элегия, написанная по случаю вступления сына Мессаллы в жреческую коллегию 15 мужей, представляет собою гимн величию Рима. Из всей истории Рима Тибулла особенно интересует то первобытное время, когда на Палатине паслись еще коровы, а Велабрская долина, отделяющая Капитолий от Палатина, была прудом, по которому в праздничные дни деревенская красавица ездила на свидание к своему возлюбленному пастуху. По всей вероятности, Т. далеко не всегда был оригинален в своих элегиях; но произведения тех греческих поэтов, которым он мог подражать, не дошли до нас. Во всяком случае, в его стихотворениях часто встречаются общие места александрийской эротической элегии — жалобы на войну, проклятия губительному оружию (см. особ. I, 10), могущество золота в делах любовных. Древняя критика, в лице Квинтилиана, ставила Т. выше остальных римских элегиков: Галла, Проперция и Овидия. И действительно, у Т. есть значительные преимущества: прежде всего, его произведения свободны от всякого рода ученых мифологических намеков, которыми изобилуют элегии Овидия и особенно Проперция; не могут не привлекать к Т. и простота и естественность изображаемых им чувств, искренность и задушевность тона, особенно там, где поэт говорит о любви к деревне и к Делии. Самые удачные стихотворения — I, 1 и 3 и II, 1. Элегии Т. представляют собою моментальный отголосок его настроения, а потому далеко не всегда строго последовательны и логичны. Многие выдающееся ученые как прежнего, так и нового времени (напр. Скалигер, Ричль, Бэренс, Л. Миллер, Беллинг) пытались устранить этот недостаток совершенно произвольными перестановками стихов в его элегиях. Т. был поэтом скромным и никогда не доходил в своих произведениях до гордого самосознания, что будет жить в потомстве; но другой поэт (Овидий) признал за ним это право, говоря, что стихотворения Т. будут изучать все время, пока будут существовать факел и стрелы Купидона. Умер Т. молодым человеком, по всей вероятности — в один год с Вергилием (19 до Р. Х.). С именем Т. дошли до нас произведения, ему не принадлежащие, хотя они издаются обыкновенно под именем 3 и 4 книг его элегий. Причина этого смешения кроется, вероятно, в том, что псевдотибулловы стихотворения принадлежат поэтам, примкнувшим, подобно Т., к кружку Мессаллы. Третья книга заключает в себе 6 элегий, написанных неизвестным ближе поэтом Лигдамом (Lygdamus; вероятно, псевдоним). Стихотворения Лигдама носят также эротический характер. Та женщина, которой посвятил поэт свое сердце и музу, называется Неэрой. Общее содержание элегий представляет всего три основных мотива: 1) без Неэры поэт не может жить, 2) даже богатство без нее не имеет никакой цены и 3) Лигдам ищет всяких средств снискать расположение Неэры. В элегиях Лигдама заметно сильное подражание Т. со стороны содержания; что касается формы, то Лигдам стремится придать своему стилю большую, чем у Т., закругленность в построении фраз. Первым отделил элегии Лигдама от Тибулловых немецкий филолог И. Г. Фосс (см. его статью в "Musenalmanach" 1786 г., и предисловие к перев. Т. 1810 г.). 4-ая книга открывается длинным (211 гекзам.) панегириком в честь Мессаллы. Т. стоял со своим покровителем если не на короткой, то, во всяком случае, на дружеской ноге (Messalla meus — называет он его в эл. I, 5, 31). Совершенно иначе относится к своему герою автор панегирика: это — тип пресмыкающегося и раболепствующего клиента. Произведение его, без малейшего признака поэтичности, написано по строго выдержанному риторическому шаблону: автор начинает с так назыв. сарtatio b e nevolentiae, затем прославляет своего героя на двух поприщах — ораторском и военном. Каждый из этих отделов в свою очередь разделяется на два: так, в красноречии Мессалла отличается и в политическом, и в судебном; равным образом военная служба его славна и в лагере, и в открытом поле. Это — первая, главная часть стихотворения. Вторая написана на тему, какие славные подвиги ожидают героя в будущем. В заключении содержится изъявление глубочайшей преданности Мессалле. Для оживления сюжета автор прибегает к отступлениям, весьма неудачным; так, сравнивая Мессаллу по ораторскому искусству с Нестором и Улиссом, поэт ни с того, ни с сего начинает рассказывать о морских скитаниях последнего — или, указывая на то, что ни одна часть земли не противостанет храбрости Мессаллы, перечисляет и описывает пять поясов, на которые делится земля. Составлено стихотворение, вероятно, около 31 г. до Р. Х., так как подвиги Мессаллы перечисляются только до этого времени. Непринадлежность панегирика Т. впервые была выяснена ученым XVII в. Каспаром Бартом; в новейшее время подробному рассмотрению подверг этот вопрос Ehrengruber (в 9 прогр., Линц, 1892—98). О дальнейших элегиях 4-й кн. см. Сульпиция. В самом конце, вне 4 книг, помещаются два стихотворения в честь Приапа, принадлежность которых Т. более чем сомнительна и которые ему приписаны только в эпоху Возрождения. Основанием для этого могло служить то обстоятельство, что в древности, как видно из одной цитаты грамматика Харизия, известно было более стихотворений Т., чем теперь. Рукописное предание поэтов кружка Мессаллы основывается на неполной (начиная с III, 4, 65) древней рукописи юриста Куяция, известной ныне только из колляции Скалигера с изданием Плантина 1569 г., и на кодексах Амброзианском (XIV в.) и Ватиканском (XV стол.; ср. А. Малеин, "Петербургская рукопись Т." в "Журн. Мин. нар. пр.", 1898, № 1). Лучшие критические издания — Бэренса (Лпц., 1878) и Гиллера (наиболее удобное, Лпц., 1885). Хорошего объяснительного издания нет; последнее по времени принадлежит Мартинону (П., 1897). О Т. см. B ährens, "Tibull. Blä tter" (Иена, 1876); Leo, в "Philolog. Unters." (вып. 2); Teuffel, "Studien u. Charakteristiken" (Лпц., 1889); Marx, в Pauly-Wissowas "Realencyklop." (под словом Albius); Belling, "Albius T." (Берл., 1897; много фантазии). Главнейшие переводы Т. на русский язык: полный — Фета (М., 1886; изд. 2, СПб., 1898); отдельных элегий: Α. Ф. Мерзлякова, в "Переводах и подражаниях" (т. II); Як. Толстого (I, 5, СПб., 1818), К. Н. Батюшкова (I, 3 и 10; III, 3 — в "Собрании сочин." под ред. Л. Н. Майкова, тт. I и II); Н. Фоккова (I, 10 — в "Журн. Мин. нар. пр.", 1874, № 5); К. Н. С—кого (П. Н. Краснова — I, 1, 2, 3, 5, 6; II, 2, 3, 4; IV, 5, 6 — в "Журн. Мин. нар. пр.", 1884, № 11; 1885, № 8; 1886, №№ 2, 7, 12; 1887, № 7; 1893, № 9); Ф. Ε. Корша (I, 1 — в кн. "Римская элегия и романтизм", М., 1899); См. также Як. Гонорский, "Дух Горация и Т." (Харьков, 1814); Г. Ланге, "12 избранных и снабженных примечаниями стихотворений Катулла, Т. и Проперция" (М., 1886; изд. лат. текста).
А. Малеин.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:41 MSK |