[ начало ] | [ Т ] |
Тихвинская система
— один из трех искусственных водных путей, соединяющих Волгу с Петербургом, посредством р. Мологи с одной стороны и Сяси (прит. Ладожского оз.) — с другой. Мысль сооружения Т. системы принадлежит Петру Вел., пославшему для изысканий английского инженера Дж. Перри (1710). Здесь издревле существовал торговый путь с Волги в Прионежский край и за границу, причем через водораздел между реками, текущими в Волгу и Ладожское оз., грузы перевозились гужом. По смерти Петра проект был забыт; только в 1802 г. было приступлено к сооружению пути, который был открыт в 1811 г. Он предназначался для небольших судов, преимущественно для перевоза ценных заграничных товаров на Макарьевскую (Нижегородскую) ярмарку. Составные части Т. системы, начиная от Волги: pp. Молога, до устьев Чагодощи — 202 вер., Чагодоща — 157 вер., Горюн — 12 вер., оз. Вожанское — 3 вер., р. Соминка — 29 вер., оз. Сомино — 1 вер., р. Валчина — 9 вер., канал Тихвинский, пересекающий оз. Крупино, — 5 вер. 315 с., оз. Лебедино — 1 вер. 185 саж., pp. Тихвинка — 145 вер. и Сясь, до пересечении ее Ладожскими каналами, — 89 вер.; затем путь (общий с Мариинскою сист.) идет каналами, в обход Ладожского оз., в р. Неву. Длина всей Т. сист. 654 в., из них (считая от Волги) взводного пути — 413 в., раздельного бьефа (от шлюза Нижегородского при соединении р. Валчины с Т. кан. до шлюза Киевского при истоке р. Тихвинки из оз. Лебедина) — 7 в. и спускного (pp. Ладожского бассейна) — 234 в. Естественного пути 471 в., шлюзованных участков на реках — 176 в., каналов — 7 в. Шлюзов на взводной части пути 14, на спускной — 48. Для питания раздельного бьефа имеются резервуары Пятинский и Долгомощенский. Т. сист. проходит по губ. Ярославской, Тверской, Новгородской и С.-Петербургской; при ней 3 города (Молога, Весьегонск и Тихвин) и 105 пристаней, из которых главнейшие: на р. Мологе — г. Весьегонск, на Соминке — с. Сомино, на Тихвинке — г. Тихвин, на Сяси — сс. Колчаново, Реброво и Сясьские Рядки. Навигация открывается в конце апреля и продолжается до конца октября, в среднем — около 180 дней. Движение грузов. По Т. системе ходят преимущественно суда особой конструкции, носящие названии "тихвинок" и "соминок"; судов этих ежегодно строится около 200, со средней подъемной способностью в 3500 пд. и стоимостью около 225 руб. Пароходы ходят по Мологе вверх до гор. Весьегонска и по Сяси вверх на 20 вер. до пристани Рождественской. Тяга главным образом конная; стоимость ее (1898 г.) — 7,3 коп. за 1 вер. с 1000 пд. по направлению к Петербургу и 12,9 к. в обратную сторону; средняя продолжительность тяги от Рыбинска до Петербурга 29 дней, обратно — 26 дней. Т. система вследствие развития жел. дорог почти совершенно утратила транзитное значение, и оживление на ней осталось только на конечных ветвях пути (по pp. Мологе, Сяси и др.). Транзитом идут: с Волги к Петербургу — рыба и фрукты, из Петербурга — москательные и бакалейные товары, а с пристаней по самой системе — почти исключительно одни малоценные, громоздкие грузы (лесные материалы, дрова). В 1898 г. у пристани Соминской (на р. Соминке) прошло по направлению к Петербургу 429 нагруженных судов, в обратном направлении — 77 с грузом и 259 порожних. у Сясьских Рядков (при пересечении р. Сяси с Ладожским кан.) прошло к Петербургу 1591 судно с грузом, обратно — 644 нагруженных и 672 порожних судов, 294 парохода и 4292 плота. В 1899 г. с пристаней, расположенных по Т. системе, отправлено 2031 судно и 10808 плотов с грузом в 30550 тыс. пд.; прибыло 952 судна и 510 плотов, в 2046 тыс. пд. О движении судов за прежнее время см. Мариинская система. Т. путь за последние 40 лет капитально не ремонтировался и пришел в упадок; вопрос о его переустройстве решен в положительном смысле только в последнее время. Ср. П. П. Семенов, "Географ.-стат. словарь" (t. V); "Стат. сборн. Мин. путей сообщ." (вып. 58, 59 и 62)
Д. Р.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:41 MSK |