[ начало ] [ Т ]

Тишендорф

Константин (ф.-Tischendorf) — прот. богослов (1815—74). В 1840 г. отправился в Париж, где ему удалось разобрать Codex Ephraemi Syri rescriptus. Затем он посетил Англию, Голландию, Швейцарию, Италию, Египет, монастыри Фиваиды, Синай и Палестину. С Востока он привез ценное собрание греч., сир., копт., арабских и др. рукописей, между прочим пергамент древнего греч. евангельского кодекса (Codex Friderico-Aug ü stanus), который оказался впоследствии частью Codex Sinaiticus. С 1844 г. был профессором в Лейпциге, с 1859 г. — по кафедре библейской палеографии, которая была создана для него. В 1853 г. Т. предпринял второе путешествие на Восток, особенно в Египет и на Синай; оттуда он снова привез ценное собрание рукописей. Из своего третьего путешествия, предпринятого на счет русского правительства, он в 1859 г. привез в Петербург древнейшую греч. рукопись Библии, сделавшуюся известной под именем Codex Sinaiticus. Она была издана осенью 1862 г. к юбилею 1000-летия русск. государства; два издания Нового Завета последовали за ней (1863, 1864). Поднесение имп. Александру II Codex'a, сначала доверенного Т. синайскими монахами на время, состоялось в 1869 г.; тогда же Т. получил потомственное русское дворянство. В богословии он в последние годы все более и более примыкал к лютеранскому направлению своих лейпцигских коллег и был крайне консервативен при обсуждении библейских вопросов (ср. "Когда были написаны наши Евангелия?", Лпц., 1865, 4 изд. 1866; переведено много раз). Большая часть научных работ Т. относится к тексту греч. Нового и Ветхого Завета. Сюда принадлежат входящие в состав библиотеки христ. рукописей издания "Codex Ephraemi Syri" (Лпц., 1843, 2 изд., 1845), "Codex Friderico-Augustanus" (ib., 1846), "Monumenta sacra inedita" (ib., 1846), "Evangelium Palatinum ineditum" (ib., 1847); "Codex Amiatinus" (ib., 1850, 2 изд., 1854), "Codex Claromontanus" (ib., 1852), "Novum Testamentum Vaticanum" (ib., 1867), "Appendix codicum celeberrimorum Sinaitici Vaticani Alexandrini" (ib., 1867), "Monumenta sacra inedita, nova collectio" (рассчит. на 9 т., вышли т. 1—6 и прилож., ib., 1855—70), "Anecdota sacra et profana" (Лпц., 1855, 2 изд. 1861) "Notitia editionis codicis bibliorum Sinaitici etc." (ib., 1860). Греч. Новый Завет Т. 3 раза издавал в Париже (1842), 22 раза в Лейпциге (1841—75). Наиболее критически обработанное издание ("editio VIII, critica major") появилось в 1872 г. В "Novum Testamentum triglottum" он дважды сличил с греч. текстом лат. текст Иеронима и нем. текст Лютера по оригинальным изданиям (Лпц., 1854; 2 изд. 1865); и нем., и лат. тексты появились отдельно в печати. К этим изданиям Нового Завета присоединилась критическая "Synopsis evangelica" (5 изд., Лпц., 1884). Результатом трудов Т. над текстом семидесяти толковников явилось его издание (Лпц., 1850; 7 изд., 1887), снабженное критикой. Большое значение имеют также исследования Т. в области апокрифов: "De evangeliorum apocryphorum origini et usu" (Лейд., 1851), "Acta apostolorum apocrypha" (Лпц., 1851), "Evangelia apocrypha" (ib., 1853, 2 изд., 1876), "Apocalypses apocryphae" (ib., 1866). Интересны два путешествия Т.: "Reise in den Orient" (Лпц., 1845—56) и "Aus dem Heiligen Lande" (ib., 1862). Ср. Вольбединг, "Konstantin T. in seiner 25 j ä hrigen Wirksamkeit" (Лпц., 1862).


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:41 MSK