[ начало ] [ Т ]

Товароведение

имеет предметом объект торговли — товар, понимаемый как удобоперемещаемая (движимая) ценность, идущая по направлению от производителя к потребителю. Товар может быть передан потребителю или непосредственно, или через посредство ряда лиц или учреждений. Всем участникам товарообмена необходимо основательно знать товар, с которым они имеют дело: и производителю, и посреднику, и потребителю. Такое знание дает товароведение; оно рассматривает происхождение товаров, свойства их, способы различения одних товаров от других, а также различные их сорта и потребительное их значение. С производством товаров знакомят, главным образом, технология механическая и химическая, частное земледелие, зоотехния, сведения из области ремесленной и кустарной промышленности. Технология, напр., прядильных материалов указывает различие между хлопковой пряжею: мюльной, ватерной, гребенной, вигонью и пр.; она дает надлежащий критерий для оценки пряжи и устанавливает пределы тех требований, которые могут быть предъявляемы к пряже согласно современному состоянию техники. Знание происхождения сварочного и литого железа рельефно выясняет основную разницу в их свойствах. Чтобы понять различие в свойствах крымского южнобережного вина и вин других винодельных районов России, необходимо знать разницу в методах культуры винограда на южном берегу Крыма и в других районах. Так как товароведение весьма тесно связано с технологией, то в одних коммерческих училищах России читается курс "товароведения с технологией", а в других технология выделена в отдельный учебный предмет; но она во всяком случае сохраняет здесь служебный для товароведения характер. Т. приходится делать постоянные экскурсии и в другие области знания, особенно в область растениеводства и животноводства. Знакомя с содержанием азотистых веществ в пшенице, приходится останавливаться на культуре ее; выясняя свойства и качества различных шерстей, необходимо опираться на данные из области овцеводства и т. д. Далее, для надлежащей характеристики как значения товаров, так и их свойств в Т. приходится останавливаться на вопросах географических. Так, напр., южнорусское льняное семя содержит более масла, чем северное; юго-восточная русская пшеница более тверда и богаче азотом, чем западная; чаи ассамский, китайский, цейлонский специально характеризуются самым их происхождением. География товаров нередко входит в состав так называемой "коммерческой географии", но в последней вопросы рассматриваются с иных точек зрения, чем это нужно для познания товаров. Для выяснения значения изучаемого товара или одного сорта сравнительно с другими в Т. приходится также иметь дело и с статистическим материалом. Для характеристики, напр., русского хлопка важно знать не только вообще состояние хлопководства в Средней Азии, но и производство в отдельности хлопка бухарского, хивинского, из американских семян и пр. Чтобы определить значение тех или других сортов русской пшеницы для международного рынка и для нашего мукомольного дела, необходимо не только знать производство пшеницы, экспорт ее вообще и перевозку к мукомольным центрам, но и характеризовать это производство, вывоз и внутреннюю перевозку с точки зрения свойств пшеницы, ее твердости, мягкости и пр. Итак, Т. дает свои специальные запросы статистике и нередко само для себя вырабатывает статистический материал, потому что курсы статистики не имеют в виду нужд Т. К области знаний, на которые опирается Т., относятся также некоторые исторические данные и законодательные справки. Так, напр., история русского овцеводства хорошо характеризует современный шерстяной рыночный товар. История бумаги выясняет значение суррогатов тряпья. Законодательные справки знакомят с требованиями, которые предъявляет закон к тому или другому товару, напр. к экспортному льну, маргарину, чаю, а также к чистоте товара, к отсутствию фальсификации. Изучать отличительные признаки и свойства товаров можно либо поверхностно, с внешней стороны, как это и делают многие учебники, или же более рационально. В последнем случае необходимы научные знания из области механики, физики, химии, минералогии, ботаники и зоологии. Выясняя, напр., одно из главных свойств ткани — прочность, важно остановиться на понятии о крепости и растяжимости ткани. Вопросы о большей или меньшей теплопроводности ткани, об определении качеств товара по удельному весу, по температуре плавления или кипения, связаны с физическими законами и методами. С химией изучающему товары приходится считаться на каждом шагу, идет ли дело о составе товара, или о химической характеристике сортов, или о фальсификации. Химические методы исследования товаров весьма распространены и многочисленны и во многих случаях представляются единственными, дающими точную экспертизу товара. Наконец, минералогия, ботаника и зоология с микроскопией дают прочный базис при исследовании не только сырых материалов, но и продуктов их переработки. Внешнее описание свойств товара, его сортов, применения, происхождения, если оно дано в справочной книге, бесспорно полезно, но вряд ли оно должно являться предметом преподавания в школе; оно может только напрасно отягощать память учащихся, не сообщая им ни развития, ни обобщающего знания. Вот почему скучным кратким немецким курсам "Allgemeine Waarenkunde", представляющим собою, в сущности, справочные книги, не место в школе. Школьное преподавание Т. уместно лишь рядом с научным изучением природы. Чем научная подготовка выше, тем шире и глубже может быть обработан курс Т. Если научный базис необходим для рационального Т., то, с своей стороны, Т. дополняет и делает жизненнее научные познания учащегося; оно показывает ему, что наука не только имеет высокое развивающее значение, но необходима на каждом шагу для понимания окружающих нас жизненных фактов. Если Т. покажет учащемуся, что понятие об удельном весе имеет применение при оценке очень многих товаров, что центробежная сила утилизируется для исследования молока, что геометрический вопрос о минимуме поверхности при относительно максимальном объеме имеет важное значение в суждении о качестве хлебного зерна (содержание оболочек) и т. д., то научные познания приобретают для учащегося новую ценность. Из всего вышесказанного проистекает необходимость практических занятий по Т. в лаборатории. Такие лабораторные занятия по Т. введены автором настоящей статьи в 1881 г. в Московском коммерческом училище, а затем в Александровском коммерческом училище в Москве; подобные же занятия давно ведутся проф. П. П. Петровым в Практической академии коммерческих наук. Наблюдения вполне подтверждают важное значение таких занятий (см. брошюру "Описание практических работ по Т., производимых учащимися в лаборатории Моск. комм. уч.", сост. проф. Я. Никитинским и лаборантом Вл. Вильямсом, Москва, 1900). Предмет Т. сам по себе весьма обширен ввиду огромного разнообразия товаров, но нет никакой нужды особенно расширять объем его; выгоднее выбрать ограниченное число групп товаров (причем можно принимать во внимание местные условия) и осветить эти группы надлежащим образом. Таким образом явится возможность на соответственном числе примеров выяснить научные приемы изучения товаров, и тогда интересующиеся могут с остальными товарами справиться сами, когда это им понадобится. Курса Т., который сколько-нибудь удовлетворял бы вышепоставленным основаниям, нет; на русском языке не существует и вообще никакого курса Т., так как единственная имеющаяся книга г. Борщова не подходит под это понятие. На Втором съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию было предложено коллегиальное составление руководства по Т. преподавателями его; это предложение было принято съездом, но не осуществилось.

Я. Никитинский.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:41 MSK