[ начало ] | [ Т ] |
Три главы
— Одною из главных забот византийского импер. Юстиниана I было воссоединить с церковью многочисленных монофизитов (см. Монофизитство), живших в Византийской империи, и на единстве религиозном основать единство гражданское и государственное. В числе приближенных к императору лиц находился Феодор Аскида, архиепископ Кесарии Каппадокийской, оригенист. Когда на соборе в Константинополе (541 г.) состоялось осуждение оригенизма, Аскида, чтобы отвлечь внимание императора от оригенистов, присоветовал ему заняться обращением монофизитов. Он доказывал, что стоит только произнести анафематствование на Феодора, Феодорита и Иву, до тех пор не осужденных, несмотря на их несторианство, — и мир церковный водворится; монофизиты охотно перейдут к церкви, император покроет себя вечною славою. Император согласился на предложенный ему план и в 544 г. издал первый эдикт о Т. главах. В нем осуждался Феодор Мопсуетский, как отец несторианской ереси, сочинения Феодорита Кирского против св. Кирилла и письмо Ивы Едесского к Марию Персу. Название эдикта обусловливалось не тем, что Феодор, Феодорит и Ива были главами несторианской ереси, а тем, что каждому из них посвящена была отдельная глава. В начале спор происходил собственно о Т. главах эдикта Юстинианова, но вскоре первоначальный смысл этих слов был забыт, и главами стали называть самих Феодора, Феодорита и Ивы. В западных церквах эдикт встретил сильную оппозицию. Карфагенский епископ Понтиан решительно отказался подписать его; ученый диакон карфагенской церкви Фульгенций Ферранд написал в опровержение эдикта трактат, с которым согласились все на Западе. Вигилий, папа римский, также был против эдикта (см. Вигилий). Западные епископы видели в осуждении Т. глав унижение халкидонского собора, хотя для такого взгляда не было достаточных оснований. Противодействие западных епископов смутило Юстиниана. В 547 г. он вызвал в Константинополь Вигилия и многих других западных епископов, которые, однако, продолжали не соглашаться с эдиктом. Вигилий только тогда согласился содействовать достижению цели императора, когда Феодора напомнила ему о его подписке при вступлении на римскую кафедру. Он составил judicatum на Т. главы, хитростью склонил подписаться под ним западных епископов, бывших в Константинополе, и представил его царю. Узнав о хитрости, западные епископы восстали против Вигилия. Во главе противной ему партии стоял африканский епископ Факунд Германский, написавший 12 книг в защиту Феодора, Феодорита и Ивы. В западных церквах распространялись самые невыгодные слухи насчет папы. Вигилий попросил у императора обратно свой judicatum и предлагал созвать вселенский собор, определениям которого все необходимо должны подчиниться. Юстиниан на созвание вселенского собора согласился, но judicatum не возвратил. В 551 г. император еще раз сделал попытку склонить западных епископов на свою сторону, для чего пригласил их на собор в Константинополь. Прибыли только немногие и все-таки не соглашались с императорским эдиктом. Юстиниан низложил и заточил их, а на место их поставил таких, которые с ним были согласны. В том же 551 г. он издал новый эдикт, в котором особенно развивалась мысль, что осуждение Феодора, Феодорита и Ивы не противоречит халкидонскому собору. В 553 г. созван был в Константинополе пятый вселенский собор для окончательного решения спорного вопроса. Отцы собора пришли к заключению, что Феодор Мопсуетский — действительно еретик-несторианин и должен быть осужден; достойны осуждения и сочинения Феодорита, но он сам, как отказавшийся от Нестория и потому оправданный халкидонским собором, не подлежит осуждению. Письмо Ивы Едесского собор также осудил, не касаясь самого лица Ивы. На Востоке, где с самого начала церковь соглашалась с эдиктом 544 г., утверждение пятого вселенского собора не встретило противодействия. Иначе дело стояло на Западе; прошло целое полстолетие, прежде чем защитники Феодора, Феодорита и Ивы согласились здесь на признание пятого вселенского собора. Папа Вигилий, во время соборных заседаний приславший императору свой отзыв против осуждения вышепоименованных лиц, по окончании собора все-таки подписал соборные определения, и был отпущен в Рим, после почти семилетнего пребывания в Константинополе. Преемник его, Пелагий (555 г.), принимал пятый вселенский собор, и поэтому должен был выдержать борьбу против многих западных церквей, не принимавших собора. Папа Григорий Вел. (в конце VI века) боролся с последними защитниками Феодора, Феодорита и Ивы — епископами ирландскими. После Григория авторитет пятого вселенского собора непререкаемо утверждается во всей церкви наравне с первыми четырьмя вселенскими соборами. Ср. А. Лебедев, "Спор о трех главах и пятый вселенский собор" ("Душеполезное Чтение", 1875, №№ 10, 11 и 12); Φ. Терновский, "Греко-восточная церковь в период вселенских соборов" (Киев, 1883); А. Доброклонский, "Сочинение Факунда, епископа Гермианского, в защиту трех глав" (М., 1880); Ε. Смирнов, "История христианской церкви" (СПб., 1901).
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:43 MSK |