[ начало ] [ Т ]

Трисвятое

— Молитва Т. (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас) составлена из серафимского славословия "свят" (Исайи VI, 3) и слов Свящ. Писания: "Боже, крепкий и бессмертный", относящихся к лицам Пресвятые Троицы. Об употреблении ее в древнехристианской церкви упоминает Иоанн Златоуст. По учению православной церкви, Т. вошло в употребление в V в. по следующему поводу. В Константинополе, при патриархе Прокле (438 или 439 г.), произошло страшное землетрясение. Из среды молящегося народа был внезапно восхищен на небо один отрок и там слышал ангельское пение Т. По возвращении на землю, отрок поведал, чему был научен, и когда народ воспел эту песнь, землетрясение прекратилось. С того времени Т., по поведению императрицы Пульхерии и брата ее Феодосия, было введено в богослужебное употребление. На халкидонском соборе (451 г.) Т. торжественно было провозглашено отцами собора. Но один из противников собора, Петр, по прозванию Гнафей (сукновальщик), обманом вступивший на антиохийскую кафедру, вздумал воспользоваться молитвою Т. для распространения своих мыслей о лице Иисуса Христа. Следуя Евтихию, он учил, что в Христе — одно только естество — божеское, которым, как капля морем, поглощено было естество человеческое, так что Божество, а отнюдь не человечество, в Нем страдало, распялось и совершало все человеческие действия. Не принимавших этого учения Гнафей предавал анафеме и для распространения его сделал прибавление к молитве Т. Гнафей решился придать молитве такой вид, чтобы она относилась к одному лицу Иисуса Христа и служила покровом мысли о распятии и страдании на кресте одного Божества Христа, а не человеческой Его природы. По его распоряжению Т. должно было произносить так: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, распныйся за ны, помилуй нас". Добавочные слова к Т. были отринуты правосл. пастырями церкви, а сам Петр Гнафей в 465 г. низложен был с епископск. кафедры. На его место вступил некто Каландион. Для устранения соблазна, произведенного нововведением его предшественника, он сделал было новое дополнение в молитве Т., предписав произносить ее так: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, Христе Царю, распныйся за ны, помилуй нас". Новое дополнение "Христе Царю" сделано было с целью предостеречь православных от мысли о распятии Бога в Троице; но и оно не могло удовлетворить их: их трудно было заставить обращаться к одному Христу с тою молитвою, которою они привыкли славословить св. Троицу. Петру Гнафею удалось снова вступить на аннохийскую кафедру и восстановить в прежнем виде сделанное им прибавление. Против него восстали с обличениями Акакий, патриарх константинопольский, папа Феликс III и другие епископы. Они посланиями убеждали его оставить произвольное нововведение. Император Анастасий, следуя внушениям единомышленников Петра Гнафея, не раз покушался ввести в Константинополе его прибавление к Т., но каждый раз встречал противодействие со стороны православных, строго державшихся определений халкидонского собора. Вообще должно заметить, что прибавление к Т. "распныйся за ны" было принимаемо и защищаемо в церквах восточных, а в церкви константинопольской и в западных оно было отвергаемо, или в некоторых из них было заменяемо словами "святая Троица, помилуй нас". После неоднократного осуждения на разных поместных соборах это прибавление окончательно было осуждено на шестом вселенском соборе 81 правилом. Армяне доселе удерживают в молитве Т. слова "распныйся за ны ". См. епископ Виссарион, "Обозрение употребительнейших церковных молитв" (изд. 3, М., 1892).


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:43 MSK