[ начало ] | [ Ф ] |
Фабрика церковная
(Fabrica ecclesiae). — В первые века христианства все церковное имущество предназначалось на служение всем нуждающимся в призрении. Как миряне, так и духовные лица, если они не имели собственных средств и не могли существовать на свой заработок, жили исключительно на счет церковного имущества. Из этого же источника покрывались церковно-строительные и богослужебные издержки. Значительно увеличившееся с торжеством христианства церковное имущество уже в V в. делится на четыре части, из коих одна часть идет в пользу епископа (quarta episcopi), другая — в пользу клира (qu a rta cleri), третья — в пользу бедных (quarta pauperum) и четвертая — в пользу Ф., т. е. на церковно-строительные и богослужебные издержки (quarta fabricae). Позднее, с образованием приходов, аналогичный раздел имущества происходит и в них: здесь различают двоякое имущество — служащее для обеспечения приходского богослужения и идущее на содержание духовных должностных лиц в приходе. Канонисты в каждом из этих имуществ усмотрели субстрат для двух фиктивных лиц, из которых первое назвали Ф., а другое — бенефицией. Кроме вышеуказанной квоты из церковного имущества, доход Ф. как епископской церкви, так и приходской составлялся из сборов, производимых во время богослужения, и из сумм, взимаемых церковью за продажу могильных мест, за колокольный звон, за отдачу в наем стульев и вообще мест для сидения в церквах и т. п. Ф. имеет целью поддержание церковных строений; но в случае ее несостоятельности эта обязанность (Baulast) возлагалась субсидиарно еще со времен франкского государства на целый ряд лиц, начиная с владельцев церковной недвижимости и кончая общиной мирян. Регламентирование этой строительной тягости впервые было сделано Триентским собором, по определению которого она в патронатских церквах лежит на патроне, а в тех церквах, где патрона нет, — на целой градации лиц, субсидиарно обязанных. Каждое из них обязано под страхом цензур (см.) и даже гражданских наказаний прийти на помощь Ф. Управление Ф. в епархиях принадлежало капитулам, в приходах — парохам. В разных странах был привлечен к болеe или менее деятельному участию в управлении Ф. и мирской элемент. Раньше, чем в других странах, произошло это во Франции, где для управления делами Ф. выбирались с согласия духовенства особые администраторы — так назыв. маргильеры. Революция, секуляризовав церковное имущество, уничтожила Ф.; но в 1801 г. по конкордату с Папой церковные имущества были возвращены и Ф. восстановлены. В 1803 г. было указано, что возвращенное Ф. имущество должно состоять под управлением маргильеров, назначаемых префектом по представлению мэра или кюре. В настоящее время управление делами Ф. ведут: 1) совет Ф. (Conseil de fabrique) и 2) бюро маргильеров (Bureau des marguilliers). В состав совета входят, во-первых, непременные члены — кюре и местный мэр; во-вторых, члены переменные, числом 9 или 5, смотря по численности членов общины. Из числа маргильеров 5 из 9 или 3 из 5 назначаются епископом, остальные — префектом. Срок службы — 6-летний. Совет из своей среды избирает председателя, но ни кюре, ни мэр им быть не могут. Бюро маргильеров есть власть исполнительная. В его состав входят кюре и три члена, выбранные советом из своей среды. Бюро выбирает себе председателя (не кюре), секретаря и казначея. Через год один из маргильеров выходит по жребию и заменяется новым из состава совета. Вследствие взгляда французского законодательства на Ф. как "на публичное установление, существование которого может лечь бременем на бюджет общин и государства", Ф. во Франции подлежит большим стеснениям и контролю со стороны государственной власти. Как составление бюджета, так и все акты управления Ф., более или менее важные, даже производство расхода свыше известной цифры, требуют разрешения со стороны государственной власти. Особенно строгая отчетность введена законом от 26 янв. 1892 г., коим Ф. в этом отношении приравнены к другим публичным установлениям: ежегодный отчет о доходах и расходах Ф. должен представляться в муниципальный совет, откуда, с мнением последнего, поступает на обсуждение счетной палаты или совета префектуры с правом обжалования его решения в счетную палату. В других католических странах управление Ф. зависит от системы отношений между государством и церковью, но большею частью находится в руках церковной общины. В евангелической церкви Ф. принципиально существует, но управление ею ничем не отличается от управления другими церковными имуществами и принадлежит церковной общине. В православных церквах Востока, как и России, Ф. как специального имущества для покрытия церковно-строительных и богослужебных издержек не существовало и не существует. Ср. Perma n eder, "Die Kirchl. Baulast" (Мюнхен, 1890); Helfert, "Von d. Erbanung, Erhaltung u. Herstellung d Kirchl. Geb ä ude" (Прага, 1834); Affre, "Trait é de l'administrat. temporelle des paroisses" (П., 1890); Pinel-Beauf în, "Législat. génér. des fabriques des égl. cath. de France" (Пар., 1894). Библиографию см. у Friedberg, "Lehrbuch d. Kath. u. ev. Kirchenrechts" (Лпц., 1895).
П. Гидулянов.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:46 MSK |