[ начало ] [ Ф ]

Факел

(нем. Fackel, лат. facula) — вид светильника, могущего дать продолжительный интенсивный свет на открытом воздухе при всякой погоде. Простейшая форма Ф. — пучок бересты или лучин из смолистых пород деревьев, связка соломы и т. п. Дальнейшим усовершенствованием является применение различных сортов смолы, воска и т. п. горючих веществ. Иногда эти вещества служат простой обмазкой для факельного остова (роль которого играет дерево, пучок пакли и т. п.), напр. в некоторых местах Германии, где во время деревенских весенних празднеств Ф. служат цельные молодые деревья, обмазанные дегтем. Иногда смола помещается в деревянный сосуд, в бочку; в Дагомее таким сосудом служит натуральная трубка из коры, в цельном виде содранная с молодого деревца, а горючим веществом — твердая масса древесной серы (этнографический музей Акад. наук). Новейший тип Ф. устроен по принципу свечи с толстыми крученным фитилем из пакли или палки, обмотанной паклей, и с подставкой, в которую Ф. вставляется, как в подсвечник. В настоящее время наиболее употребительным горючим материалом служит нефть; употребляются и составы вроде бенгальских огней, с примесью магнезии. Входят в употребление и Ф. электрические, с аккумуляторами. В крестьянском быту можно встретить еще и теперь самые первобытные формы Ф. Ф. во все времена употреблялись для целей как утилитарных, так и для религиозных. Ими и теперь пользуются при лучении рыбы, при ночных переходах через густой лес, при исследовании пещер, для иллюминаций — словом, в тех случаях, когда неудобно употребление фонарей. Древниe пользовались Ф. для сигнализации на судах, для возвещения начала битвы. В средние века Ф. являлись такими же необходимыми принадлежностями спутников владетельных особ и епископов, как и оружие. Специальную роль играли Ф. в религиозных обрядах, связанных с культом огня и солнца; отсюда употребление Ф. в весенних и летних празднествах у земледельческих народов. В Греции, во время елевзинских празднеств, адепты Деметры и Персефоны обегали свои поля по всем направлениям с зажженными Ф. в руках, очищая огнем свои нивы от дурных влияний враждебных духов. В греческих городах эти обряды принимали характер религиозных игр. Особенно торжественно обставлялись Ф. церемонии в Афинах, где в честь Гефеста и Прометея устраивались бега с Ф., и победителем считался добежавший первый с непотушенным Ф. В полной силе сохранились факельные обряды у крестьянского населения Европы. В некоторых местностях Франции крестьяне в первое воскресенье Великого поста обходят дороги и поля с зажженными Ф., предостерегая фруктовые деревья, что в случае неурожая они будут срублены и брошены в огонь. В других местностях Франции (в центр. дпт., в Нормандии, Юре и т. д.) подобные церемонии совершаются с целью сделать деревья и нивы плодородными и обезопасить их от полевых мышей и червей. Аналогичные обряды наблюдаются и в других странах Европы, особенно в Германии. В Эйфелевых горах (Рейнская провинция) факельный обряд принимает характер мистерии. В первое воскресенье Великого поста молодежь собирает с каждого двора по пучку соломы и хвороста и складывает все это на горе вокруг молодого букового дерева, к которому прибита деревянная планка, образуя крест. Все это сооружение, посреди которого иногда помещается соломенная фигура, поджигается, и молодежь с зажженными Ф. в руках ходит чинно вокруг и произносит молитвы; народ в это время следит за направлением дыма, угадывая будущий урожай. В Финляндии роль Ф. исполняет смоляная бочка. У нас вместо Ф. жгут костры на Иванов день. В Китае даоисты употребляют в таких случаях громадные жаровни с угольями. В Африке в виде жертвы луне пускается из лука маленький Ф.-стрела. Как очистительная и предохранительная от злых духов сила, огонь в виде Ф. употреблялся во время похорон, как сила оплодотворяющая и предохраняющая — во время свадебных церемоний (праздник Гименея, который на барельефах изображается с Ф. в руке). От древних Ф. обряды перешли и в христианскую цивилизацию. Торжественные похоронные процессии еще и теперь сопровождаются факельщиками; Ф. — обычные спутники процессий при выносе плащаницы у католиков. В Германии бракосочетание членов царствующих фамилий сопровождается танцами с факелами. Очень популярны факельные шествия (Fackelz ü ge) среди студентов Германии как способ чествования уважаемого лица. По окончании церемонии ручки Ф. бросаются в воздух. Употребление свеч в обрядах самых различных религий — позднейшее видоизменение факельного обряда. Ср. J. G. Frazer, "The golden bough" (Л., 1900, т. III, стр. 240 и след., 235 и литературные ссылки к ним); Jevons, "An introduction to the history of Religion" (Л., 1896; стр. 365, 378, 231—2).

Л. Ш—г.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:46 MSK