[ начало ] [ Ф ]

Факиры

(от арабского fukr) — магометанские религиозные нищие в Индии, род бродячих монахов. Персидское их название — Дарвеш, откуда общераспространенное слово дервиш. Ф., как и дервиши, раньше делились на двенадцать орденов, число которых впоследствии умножилось. Индийские Ф. заходят нередко далеко на запад (их встречали даже в Венгрии) и на восток (напр. Бирму). Обыкновенно в Индии большинство населения относится к ним с презрением, так как многие из них ведут крайне грязный и грубый образ жизни, отталкивая от себя индусов своим цинизмом и обязательным безбрачием. Большая их часть принадлежит к так назыв. бе-шарра (буквально — "без закона"), не следуют законам Магомета и обнаруживают вольнодумный образ мыслей; немногие — так назыв. ба-шарра ("с законом") — исполняют заветы мусульманской религии. Последние называются также салик, а бе-шарра — маджзуб, азад, расуль-шахи, имам-шахи и т. д. По аналогии имя Ф. переносится и на индусских религиозных нищих, так наз. йоги, или тапасвинов (санскр. tapasvin = аскет, монах, предающийся разным аскетическим упражнениям с целью спасения души). Число настоящих аскетов в Индии было не особенно велико. Уже Бхагавадгита относится отрицательно к аскетическим упражнениям; но дешевый способ приобрести уважение, сопряженное с именем брахмана, привлекал в Ф. всех тунеядцев, предпочитавших бродяжничество труду. Настоящие брахманы очень редко попадают в Ф.; главный контингент последних вербуется из подонков населения. Бродячие и нагие аскеты-гимнософисты были известны еще древним греческим путешественникам и географам (Страбону, Ктезию, Мегасфену). В конце ХVII в. путешественник Тавернье насчитывал в Индостане до 800 тыс. мусульманских и до 1 2 00000 индусских Ф. Образ Ф., описание которых встречается у прежних путешественников (напр. у Папи в его письмах об Индии), претерпел с тех пор мало изменений. Нагие, лишь с небольшим куском материи на половых органах, никогда не моющиеся из нежелания осквернять чистую стихию своею грязью, осыпанные пеплом или белым порошком, с всклокоченными волосами, не знающими стрижки и гребня, они лежат по целым часам на улицах и площадях с закрытыми глазами, бормоча про себя молитвы и гимны, делая вид, как будто не замечают совсем проходящих, но в то же время зорко следя украдкой, не бросил ли им кто-нибудь милостыни. Иногда они вскакивают, ревут как помешанные, ходят большими шагами, дико вращая багровыми глазами, потом снова принимают прежнее положение. Несмотря на внешнее презрение к богатству, Ф. далеко не равнодушны к благам мира сего. Существует рассказ о том, как индийский император Ауренгзеб, желая убедиться в справедливости слухов, будто Ф. в своих лохмотьях скрывают много золота и драгоценных камней, пригласил Ф. Декана к себе на пир. После пиршества гостям принесены были новые одежды с целью почтить святых людей, посвятивших себя служению Богу. Ф. под всевозможными предлогами стали уклоняться от перемены своих прежних лохмотьев на новые приличные платья, причем истинная причина их упорного нежелания расстаться с прежними одеждами не замедлила обнаружиться. Ф.-тапасвины, состоящие преимущественно из индусов-брахманистов, предаются всевозможным аскетическим способам умерщвления плоти. Некоторые из них проводят всю жизнь в железной клетке, другие увешивают себя тяжелыми веригами, третьи держат кулаки сжатыми до тех пор, пока ногти прорастут сквозь мясо и выйдут с другой стороны, четвертые подымают обе руки вверх (см. Урдхвабагу) или держатся за ветку дерева, пока члены их не закоченеют в этом положении; пятые прикрепляют к половым органам тяжелую цепь и волочат ее за собою; шестые стоят все время на одной ноге и только ночью прислоняются к натянутой веревки; седьмые поворачивают голову в одну сторону и сохраняют такое положение до тех пор, пока шея не закоченеет в нем. Один из таких Ф. измерил своим телом путь от Бенареса до Джаганнатха, постоянно ложась и вставая; другой, переваливаясь с боку на бок, обогнул скалу, на которой стоит город Тричинаполи, имеющую около мили в окружности. Подобный тапасвин обожествляется уже при жизни; его держат при храме, как святого, приносящего спасение всей округи. Александр Гумбольдт видел даже у нас в Астрахани такого индийского йоги, которого выписали к себе астраханские индусы и который целых 15 лет проводил и лето, и зиму (при 20° мороза), сидя на корточках в сенях храма, нагой, обросший волосами и скорчившийся в три погибели. По туземному поверью, посещение Ф. освобождает неплодных женщин от неплодия; мужья этих женщин обыкновенно покидают свои жилища во время подобных посещений, чтобы молитвы святого гостя могли увенчаться большим успехом. Со времени укрепления и расширения английского владычества в Индии религиозные упражнения Ф. не могут совершаться с прежней свободой в английских владениях, но фанатизм и изуверство их в союзе с невежеством и суеверием народа часто еще смеются над европейскими порядками, и очень многие из факирских упражнений продолжают практиковаться по-прежнему, особенно в более глухих местах. См. Санн-яси и Урдхвабагу.

С. Б—ч.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:46 MSK