[ начало ] [ Ф ]

Фельетон

(франц. feuilleton — листок). — Первоначально вслед за Бертеном (см.), создавшим это нововведение в своем "Journal des D é bats", так называли листок, приложенный к политической газете и посвященный критике, изящной словесности или искусствам. Первый опыт Ф. (8 плювиоза VIII года) заключал в себе театральные и иные объявления и литературные мелочи вроде загадок и стишков; вскоре к ним присоединились критические статьи, составившие славу "Journal des Debats", где Ф. писали, между прочим, Жоффруа, Фелес и в течение трех десятилетий Жюль Жанен. Другие газеты переняли этот отдел, которому стали отводить не добавочный листок, а нижнюю половину одной-двух страниц газетного листа, отделенную чертой от прочего содержания газеты. Вскоре Ф. сделался самой интересной частью некоторых французских газет. К статьям литературным в эпоху Луи-Филиппа в Ф. присоединились длинные сенсационные романы, статьи научные, беседы о выдающихся явлениях общественной жизни и т. п. Ф. посвящали свои силы выдающиеся писатели, наприм. Шарль Нодье, Гюстав Планш, Сент-Бев, Теофиль Готье, Поль де Сен-Виктор, Франциск Сарсэ; значительный успех в качестве фельетонистов имели также Эварист-Дюмулэн, Мерль, Леве-Веймарс, Ипполит Роль, Жувен, Фурнье. Начало фельетонному роману положил "Si è cle", печатая исторические романы Александра Дюма, державшие любопытство читателей в чрезвычайном напряжении. За "Si è cle" последовали "Constitutionnel" и "Journal des Debats", где имели бурный успех сенсационно-демократические произведения Эжена Сю ("Constitutionnel" заплатил ему за "Вечного жида" 100 тыс. фр.). Успех фельетонного романа побудил законодательное собрание в 1849 г. обложить газеты с беллетристическим Ф. особым налогом, отмененным в эпоху Второй империи, когда гнет, тяготевший над политической печатью, вызвал новое оживление романа, на этот раз по преимуществу уголовного. Попытки печатать в Ф. более длинные произведения исторического содержания, напр. "Mémoires d'un outre-tombe" Шатобриана (в "Presse", 1849—50), не имели успеха. В наши дни французский Ф. уступает место более мелким статьям — "маленькому Ф.", хроникерским заметкам и т. п. В Германии первые Ф. появились в "N ü rnberger Korrespondent" Левальда. В настоящем газетном Ф. немцы не имели выдающихся представителей, если не считать блестящих публицистов "Молодой Германии" — Гейне и Берне, произведения которых, однако, появлялись не всегда в газетах и не в виде Ф. В общественном и культурно-историческом Ф. в Германии отличались Гласбреннер, Вахенгузен, Ю. Роденберг, Вельмер, Фр. Шпильгаген, Шмидт-Кабанис, Людвиг Питш; в литературном — Л. Рельштаб, Рудольф Готшаль, Карл Френцель, Поль Линдау, Маутнер, Брам; в музыкальном — Гиллер, Гумпрехт, Ганслик, Амброс, Эрлих. Ярким представителем Ф. в современной германской печати является Макс. Гарден (Apostata), издатель "Zukunft". Первым русским фельетонистом был Булгарин. В 18 5 0-х годах выделялись А. В. Дружинин и И. И. Панаев; в 1860-х и 1870-х годах — Ф. Л. Панютин, А. С. Суворин, Л. А. Полонский, В. П. Буренин, позднее Чeбышeв-Дмитpиeв (Экс), В. О. Михневич, Сергей Терпигорев (Атава), А. М. Скабичевский; в новейшее время пользуются известностью А. В. Амфитеатров (Old Gentleman), В. M. Дорошевич, С. Сыромятников (Сигма), М. О. Меньшиков, В. Г. Авсеенко, И. Ф. Василевский (Буква) и др.


Page was updated:Saturday, 26-Nov-2016 20:45:53 MSK