[ начало ] [ Ф ]

Ферри, Энрико

(Ferri) — итальянский криминалист и политический деятель; родился в 1856 г. Рано заинтересовался вопросом о преступлении, его причинах и значении. На направление его занятия уголовным правом решающее влияние произвела появившаяся в 1871—76 г. книга Ломброзо о преступном человеке. Еще в университетские годы он выпустил обратившую на него внимание книгу "La teoria dell'impumbilitа e la negazione del libero arbitrio" (Флоренция, 1878). За ней последовала уголовно-статистическая работа "Studi sulla criminalitа in Francia da 1826 fin a 1878" (Рим, 1881) и ряд других исследований в области уголовной антропологии на итальянском, немецком и французском языках: "Dei sostitutivi pena l i" (Турин, 1880); "Cenni critici sulla giuria in Italia" (Венеция, 1880); "Dei limiti fra diritto penale ed antropologia criminale" (Турин, 1881); "Das Verbrechen in seiner Abh ängigkeit von dem jä hrlichen Temperaturwechsel" (Б., 1882); "Il diritto di punire come funzione sociale" (Турин, 1880); "La scuola positiva di diritto criminale" (Сиена, 1883); "Polemica in difesa della scuola criminale positiva" (вместе с Ломброзо, Гарофало и Фиоретти, Болонья 1886) и мн. др. Важнейшей из них была работа общего теоретического характера "I nuovi orizzonti di diritto e della procedura penale" (Болонья, 1881), в которой он пытался представить в одной стройной системе всю область уголовного права (как вопрос о преступлении, так и вопрос о наказании) с точки зрения антропологической школы. Впоследствии он выпустил это сочинение в значительно переработанном виде под новым загл.: "Sociologia criminale" (3 изд., Турин, 1892; по-франц. "La sociologie criminelle", П., 1893). Сравнение последовательных изданий указывает на значительное изменение и смягчение во взглядах Ф., хотя он сам пытается это отрицать; в первом издании он, находясь почти под исключительным влиянием Ломброзо, признавал лишь антропологические факторы преступности и считал преступников "особой разновидностью человеческого рода"; позднее он (отчасти под влиянием Турати) стал обращать гораздо большее внимание на факторы социальные, благодаря чему сама наука, которой он себя посвящал, из уголовного права или уголовной антропологии обратилась в уголовную социологию. Он делит всех преступников на 5 групп: преступников прирожденных — продукт либо атавизма, либо вырождения, — с ясно выраженными антропологическими особенностями, самых опасных и вредных для общества, но составляющих не особенно крупное меньшинство в числе преступников; затем преступников помешанных, преступников по приобретенной привычке, на которых всего сильнее сказывается влияние социальных причин, преступников по страсти и преступников случайных. Это деление было принято уголовно-антропологичоскими конгрессами как наиболее соответствующее современному состоянию знания. Исходя из мысли, что наказание в его современном виде, налагаемое в пропорции к отвлеченно (по терминологии Ф. — метафизически) оцениваемой вине, назначаемое в определяемых точными цифрами годах и месяцах тюремного заключения, притом отбываемое в условиях совершенно нецелесообразных, скорее увеличивает, чем уменьшает число преступлений, Ф. настаивает прежде всего на социальном оздоровлении общественного строя, а затем предлагает систему репрессивных мер, налагаемых в зависимости от характера скорее преступника, чем преступления. При этом он вовсе не является сторонником смертной казни и других суровых наказаний. Он считает наиболее подходящими "для душевнобольного преступника — уголовный дом для умалишенных; для рожденного преступника — изолирование от человеческого общества; для преступника по приобретенной привычке (помимо мер общественной гигиены) — временное удаление из общества, работа в земледельческих колониях; для случайного преступника — обязательное вознаграждение за понесенные убытки деньгами или работой в пользу государства или общин. Преступник по страсти во многих случаях должен пользоваться безнаказанностью". Признавая крупные заслуги суда присяжных и как корректива к крайне несовершенным уголовным кодексам, и как органа, независимого от правительств, Ферри признает, что при реформе материального уголовного права роль суда присяжных должна быть сужена и сохранена лишь для преступлений политического и социального характера. Из позднейших произведений Ф., посвященных тем же или родственным вопросам, особенное значение имеют два больших исследования: "L'omcidio — suicidio" (Турин, 1884, 3 изд. 1892) и "L'omicidio nеll'antropologia criminale" (с антрополого-статистическим атласом, Турин, 1895; несколько ранее опубликованных глав из этого произведения появились в русском переводе в "Юридическом вестнике" 1888 и 1889 гг. под заглавием "Психология предумышленного убийцы" и "Убийца умалишенный"). В 1880 г. Ферри сделался приват-доцентом в Туринском университете, где он лично познакомился и сблизился с Ломброзо; в 1881 г. он назначен профессором уголовного права в Болонский университет, потом переведен в Сиену и, наконец, в Рим. В 1886 г. избран депутатом в парламент и был переизбираем (несмотря на постепенное изменение его политических убеждений) в 1890, 1892, 1895, 1897 и 1900 гг. В парламенте он занял место сначала в рядах либеральной партии, но очень скоро подвинулся налево в ряды республиканцев и сразу выделился как замечательный, после смерти Кавалотти — несомненно первый, оратор итальянского парламента. В 1889 г. он принял деятельное участие в обсуждении нового уголовного кодекса, решительно, но безуспешно нападая на него с точки зрения антропологической школы. До вступления в парламент Ф. выступал против социалистов (в книге "Socialismo e criminalit á ", Турин, 1883; второе изд., 1897, переработано совершенно заново); затем он постепенно начал изменять свое отношение к ним и наконец открыто к ним присоединился, приняв участие в социалистическом конгрессе в Реджио (1893); с тех пор он является главой итальянской социал-демократической партии. Это имело результатом увольнение его от должности профессора; но Ф. остался приват-доцентом Римского университета и адвокатом в Риме. Свои новые политические воззрения он изложил в книге "Socialismo e scienza positiva; Darvin, Spencer, Marx" (Рим, 1894; нем. пер. "Socialismus und moderne Wissenschaft", Лпц., 1895). Он доказывает, что марксизм есть лишь дальнейшее развитие дарвинизма или, точнее, его применение к социальной области, и заявляет себя безусловным сторонником как философского, так и экономического материализма в самой крайней его форме; он отвергает нападки дарвинистов (Геккеля) на социализм, доказывая, что социализм вовсе не признает естественного равенства всех людей, но признает только, что все люди — люди и все заслуживают человеческого положения; что борьба за существование действительно губит неприспособленных, но формы борьбы делаются все мягче даже в животном царстве, по мере возвышения по зоологической лестнице, тем более в эволюционирующем человеческом обществе; что классовая борьба в человеческом обществе есть только новая, социальная форма биологической борьбы за существование. Некоторая готовность к уступкам теоретическим противникам социализма, сказывающаяся в этой книге, очень скоро уступает у Ф. место совершенной непримиримости. Когда в Италию проникла борьба между ортодоксальным марксизмом и оппортунистическим социализмом (Бернштейнианство), то Ф. оказался во главе первого. На Парижском международном социалистическом конгрессе 1900 г., где был поставлен на очередь вопрос о праве социалиста вступать в буржуазное министерство (по поводу Мильерана), Ф. предложил резолюцию, безусловно осуждающую такой образ действий, и страстно отстаивал ее против оппортунистической резолюции Каутского (см. Социал. партии). Страстный темперамент Ф. нередко доводит его до личных грубых выходок, вызывающих недовольство даже ближайших его сторонников, а в парламенте заставляющих принимать против него дисциплинарные меры. На русский яз. переведена брошюра Ф. "Преступления и преступники в науке и жизни" (Одесса, 1890). Биографию и характеристику Ф. см. Zimmern, "Enr. F.", в "Zukunft" (1898, № 8).

В. В—в.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:47 MSK