[ начало ] [ Ф ]

Финляндия (дополнение к статье)

— конституционное великое княжество, состоящее в унии с Российской империей.

Население. 1 января 1905 г. в Ф. считалось 2857038 жителей, которые по губерниям распределялись так:

Губернии

Число жителей

Жителей на 1 кв. км

Нюландская

326592

29,4

Або-Бьернеборгская

470077

20,3

Тавастгусская

317326

17,7

Выборгская

458269

14,6

С.-Михельская

191717

11,1

Куопиоская

318611

8,9

Вазаская

479259

12,5

Улеоборгская

295187

2,5

Всего

2857038

8,6

Городов в Ф. 37; в них в 1905 году было 383837 жит.; свыше 10000 жит. имеют 8 городов:

Гельсингфорс

111654

Або

42639

Таммерфорс

40261

Выборг

34672

Ваза (Николайстад)

18028

Улеоборг

17737

Бьернеборг

16053

Куопио

13519

В остальных 29 городах — 89274 жит. За 5 лет (1901—05) население Ф. увеличилось на 183838 чел. (6,9 % или 1,4 % в год), при этом городское — на 67719 (главным образом за счет сельского), или на 21,4 %. Из городов быстрее росли крупные центры (на 23,0 %), небольшие же центры (до 10000 жит.) увеличивались слабее (на 16,5 %).

Эмиграция из Ф. Число лиц, взявших заграничные паспорта с целью эмиграции во внеевропейские страны, было:

В 1901 г.

12561

" 1902 "

23152

" 1903 "

16964

" 1904 "

10952

по-прежнему, главную массу эмигрантов дает Вазаская губерния: 7316, 11111, 6977 и 5150 чел., т. е. от 41 до 59 % общего числа. Эмиграция из Ф. в начале ХХ века достигла наибольших размеров; в 1904 г. замечается ее понижение, что следует приписать улучшению внутренней политической жизни страны. Эмигранты по-прежнему отправляются почти исключительно в Соедин. Штаты Сев. Америки: в 1904 г. туда отправилось 10889 чел., и только 6 3 чел. — в другие внеевропейские страны.

Занятия населения в 1900 г.:

Земледелием и побочными ему промыслами 1555357 ч.

57,4 %

Охотой и рыбной ловлей 17017 "

0,6

Промышленностью 288343 "

10,6

Коммуникацией 74441 "

2,8

Торговлей 54231 "

2,0

Лица, состоящие на общественной службе 70315 "

2,6

Свободн. профессиями 5987 "

0,2

Рантье 73484 "

2,7

Без определенных занятий 429680 "

15,8

Лица, занятия которых неизвестны 143707 "

5,3

Всего 2712562 ч.

100 %

В последние две категории входят батраки в селах, чернорабочие в городах и в промышленных заведениях — лица, занятые личным услужением и призреваемые на государственный и общественный счет. За 10 лет (1890—1900) особенно увеличилось число лиц, занятых промышленностью (с 8,0 до 10,6 %) и коммуникацией (с 2,1 до 2,8 %).

Финансы. Доходы и расходы вел. княж. Ф. в 1905 г. (в финских марках и пенни):

Доходы казны:

Доходы с земельных и прочих имуществ казны (в т. ч. от жел. дорог —31,7 млн. м.) 40843675 м. 04 п.
Прямые налоги 6088743 " 40 "
Косвенные налоги (в т. ч. таможенные — 37,7 мил. марок) 45425486 " 22 "
Разные сборы 2981242 м. 85 п.
Сборы за пользование различными казенными учреждениями 6972392 " 66 "
Разные доходы 3537786 " 82 "
Всего ординарных доходов 105849326 м. 99 п.
Экстраординарные и др. доходы 1201548 " 72 "
Перечислений между фондами 24780301 " 13 "
Всего доходов 131831176 м. 84 п.

Расходы казны:

В непосредственное распоряжение Его Имп. Вел. и на содержание импер. дворцов 325900 м. — п.
Сеймовые расходы 35400 " — "
Ген. губернатор, имп. сенат и статс-секретариат 2519191 " 31 "
Судебное ведомство 3439828 " 28 "
Гражданское ведомство (администрация) 9350067 " 64 "
Таможенное ведомство и учреждения финансовые 2769598 " 38 "
Лесное хозяйство и друг. казенные угодья 2149187 " 25 "
На войско 209094 " 09 "
Церковь (0,5 м. м.) и образование (11,2 м. м.) 11726523 " 52 "
Земледелие, межевая часть и проч. 5079348 " 71 "
Пути сообщения (в т. ч. на жел. д. — 28,2 м. м.) 33882797 " 71 "
Промышленность и торговля 3863986 " 76 "
Пенсия 4478813 " 32 "
По государственн. долгу 6247328 " — "
Прочие сметные расходы 3805633 " 23 "
Всего ординарных расходов 89882698 м. 20 п.
Экстраординарные расходы (в т. ч. на пути сообщения — 17,1 м. м.) 29594413 " 48 "
Расходы сверх росписи 215209 " 76 "
Перечисл. между фондами 25541461 " 13 "
Всего расходов 145233782 м. 57 п.

Перерасход покрыт средствами находящихся в распоряжении финляндского правительства резервных фондов, общая сумма которых за 1905 г. сократилась с 93,4 млн. м. до 80,0 млн. м.

Государственный долг Ф. к концу 1905 г. составлял 140279269 марок; за последние два года долг сократился на 2,7 млн. м. Долги Ф. заключены главн. образом на сооружение жел. дорог и друг. путей сообщения и состоят из 3 и 3 1/2 % обязательств.

Доходы городов Ф. в 1904 г. составляли 23390574 м., расходы — 23041367 м.; свыше миллиона мар. имеют доходов и расходуют города: Гельсингфорс (доход — 6,2 млн. м., расход — 5,9 млн. м.), Таммерфорс (5,3 м. м. и 5,2 м. м.), Або (2,9 м. м. и 2,7 м. м.) и Выборг (1,8 м. м. и 1,8 м. м.). Имущества городов Ф. оцениваются в 97,1 млн. м., из них — Гельсингфорса — 26,9 млн. м., Таммерфорса — 14,3 м. м., Або — 10,1 м. м., Выборга — 6,7 м. м. Долги городов Ф. к концу 1904 г. составляли 50,9 м. м., из них — Гельсингфорс — 20 м. мар., Або — 6,5 м. м., Таммерфорс — 6,2 м. м., Выборг — 2,9 м. м. Города Нодендаль, Кристинестад, Гамлакарлебю и Каяна долгов не имеют.

Доходы сельских общин Ф. в 1904 г. составляли 8696233 м., расходы — 8732016 м., долги — 10967052 мар.

Местные общественные фонды для общеполезных целей к концу 1904 г. составляли 53091978 м., из них в городах 34601650 м., в сел. общинах — 38490328 мар.

Ср. "Статист. ежегодн. Финляндии 1906 г." (Гельс., 1906).

Д. Р.

Обзор событий последних лет. Обрусительная политика генерал-губернатора Н. И. Бобрикова встретила противодействие со стороны финляндцев. Свекоманы и младо-фенноманы заключили союз для защиты конституционных прав страны. Блок этих двух партий получил название "союза Конституционалистов". Его лозунгом и тактикой было так наз. "пассивное сопротивление", т. е. отказ подчиняться распоряжениям, считавшимся, с точки зрения существующего права, незаконными. В тактику свою блок включил также: 1) подачу коллективных протестов и заявлений. Выдающимся событием этого рода был так назыв. "массовый адрес", собравший 500000 подписей и поданный Государю в марте 1899 г., но не принятый им. Такая же участь постигла и "культурный адрес", подписанный выдающимися европейскими учеными и писателями и привезенный в Петербург в июне того же года депутацией с французским сенатором Трарье во главе; 2) агитацию за границей, вынуждавшую русское правительство выступать с опровержениями и даже вступать в полемику; 3) пропаганду идеи пассивного сопротивления. Вследствие цензурных условий, созданных режимом Бобрикова, литературная деятельность сторонников пассивного сопротивления была перенесена за границу. В 1900 г. в Стокгольме начала выходить еженедельная газета "Fria Ord" (Свободное Слово), под редакцией сначала Конни Циллиакуса, а потом д-ра Арвида Неовиуса (прекратилась в октябре 1905 г.). Наиболее крупным делом сторонников пасс. сопротивления был бойкот устава о воинской повинности. Пасторы отказывались от чтения в церквях сопровождавшего этот закон манифеста (чтение в церкви считается в Ф. одним из моментов обнародования закона), коммуны отказывались от выбора членов в воинские присутствия, бургомистры — от содействия незаконным требованиям властей; некоторые губернаторы подали официальные протесты, в которых указывали на несоответствие закона о воинской повинности с финляндскими основными законами. Вместе с тем значительно возросла эмиграция в Америку. Несмотря на контрагитацию сторонников правительства, при призыве 1902 г. не явилось около 60 % молодых людей, подлежавших призыву. Это был апогей пассивного сопротивления. Оно не могло держаться долго. Обрусительная и объединительная политика русской бюрократии застала страну мало подготовленной для массового противодействия. Организованности не было; политическое сознание масс было недостаточно развито. До поры до времени, при том, избегалось все, что могло вызвать неудовольствие широких слоев населения. Закон о воинской повинности ближе других мер соприкасался с непосредственными нуждами народа; но и здесь борьба велась главным образом из-за принципа, так как за упразднением финских войск из всего числа подлежавших призыву поступало фактически на службу менее 200 человек, на укомплектование финского гвардейского батальона, единственной остававшейся тогда финской части войск (в 1905 г. гвард. батал. был тоже расформирован); от назначения же финских новобранцев в русские войска, расположенные в Ф. или в России, решено было, "в виде временной, переходной меры", отказаться. Единодушия не было даже в рядах руководящей интеллигенции. Старо-фенноманы, считая, что пассивное сопротивление рано или поздно должно перейти в активное, не имевшее, по их мнению, никаких шансов на успех, не примкнули к пассивистам и пошли на уступки. Эта партия сгруппировалась около газеты "Uusi Suometar", откуда и произошло название суометарианцев (сама себя партия называла финской народной партией); во главе ее стоял сначала сенатор Ирье Коскинен (бывший проф., историк), а после его смерти проф. Даниельсон. Тактика суометарианцев заключалась в том, чтобы дипломатичным образом действий спасти то что можно, сберечь в администрации и школе финский язык, избегать открытой оппозиции верховной власти, сохранить возможность примирения народа с монархом (Даниельсон) и, главное, сохранить национальный корпус чиновничества из финнов. Бобриков опирался на суометарианцев. Сенат состоял сплошь из сторонников этого направления (сенаторы суометарианцы назывались также "промульгантами", так как они голосовали за обнародование незаконных распоряжений). Непокорные чиновники и судьи смещались и заменялись суометарианцами; на некоторые должности были назначены русские. Бобриков не щадил энергии в борьбе с оппозицией: газеты закрывались одна за другой; в 1901 г. опубликовано распоряжение, уничтожавшее свободу собраний и сходок; в 1902 г. последовало распоряжение, предоставлявшее генер.-губ. право отрешать от должностей, администр. порядком, чиновников и судей; русские уроженцы получили право поступать на финскую службу, причем ген.-губерн. мог при назначения на должности не стесняться требуемой законом от назначаемого компетентностью; введен порядок, в силу которого возбуждение судебного преследования против должностных лиц могло совершаться не иначе как с согласия их начальства. Коммуны, отказывавшие в избрании членов в воинские присутствия, облагались штрафом, молодым людям, не являвшимся к призыву, грозили строгие наказания, а если они в следующем году добровольно явятся — обещалось забвение прошлого. Когда оказалось, что этих мероприятий мало, чтобы сломить оппозицию, генер.-губ. выхлопотал себе чрезвычайные, почти диктаторские полномочия (Выс. постанов. 1903 г. относительно мер для поддержания в Ф. государств. порядка и обществ. спокойствия). Пошли высылки видных общественных деятелей, аресты, обыски, доносы. При таком положении дел идея пассивного сопротивления теряла кредит, энергия падала, о чем можно судить по отношению населения к воинской повинности: в 1903 г. число неявившихся к призыву упало до 32 %, в 1904 г. — до 22 %. Радикальные элементы конституционалистов разуверились в возможность достигнуть чего-либо пассивной оппозицией. В народе и в особенности в рабочем классе настроение поднималось. В мае 1904 г. на большом митинге рабочих в Гельсингфорсе (Бобриков, относившийся к рабочему движению сравнительно терпимо, не запрещал таких митингов) уже раздавались крики: "Долой Бобрикова, Плеве и наш раболепный сенат"! 3-го июня 1904 г. Бобриков был убит Евгением Шауманом. В конце 1904 г. образовалась группа активистов, допускавшая вооруж. восстание и террор. 11 января 1905 г. убит (студ. Гогенталем) прокурор сената Ионсон; в марте того же года совершено покушение (рабочим Рейнника) на выборгского губернатора Мясоедова. Вскоре затем убит (рабочим Прокопе) жандармский полковник Крамаренко; в июле совершено покушение (неизвестным) на помощника ген.-губ. Дейтриха; последовал ряд покушений на полицейских и жандармов. В июле 1904 г. генер.-губернатором назначен кн. Оболенский В августе опубликован манифест о созыве очередного сейма, собравшегося в декабре; на выборах суометарианцы потерпели поражение; сейм подал обширную петицию о злоупотреблениях администрации и о мерах для восстановления законного порядка в крае. Кн. Оболенский объявил, что в его управление не будет новых мероприятий, изменяющих уже установленный строй общественной жизни; печать получила некоторое облегчение; в декабре разрешено нескольким лицам (членам сейма) вернуться из изгнания. Общее направление, однако, политики переменилось мало: личный состав администрации остался прежний; на петицию сейма последовал только частичный ответ, а именно приостановлено применение устава о воинской повинности и восстановлена несменяемость судей, но исключительное положение осталось неприкосновенным. Преданием финляндца Прокопе русскому военному суду совершено было новое, важное в принципиальном отношении, правонарушение; в сентябре мирное собрание конституционалистов в Гельсингфорсе разогнали военной силой. Общественное возбуждение росло. Между тем в России разыгрались октябрьские события, немедленно отозвавшиеся в Ф. Железнодорожная стачка на линии Петербург — Гельсингфорс, имевшая целью оказать демонстративное сочувствие русскому движению, быстро превратилась во всеобщую политическую забастовку, охватившую не только пути сообщения, промышленные и торговые заведения, но и школы, от народных училищ до университета включительно, и все казенные и общественные учреждения. Это была полная приостановка жизни, продолжавшаяся около недели; порядок все время сохранялся образцовый, вследствие чего русские войска не имели поводов для вмешательства. Забастовала также полиция. Для поддержания порядка немедленно организовалась милиция из рабочих (вначале туда поступали также интеллигентные лица), получившие название "Красной гвардии". Начальник ее, капитан И. И. Кок, был фактически в течение нескольких дней диктатором Гельсингфорса ("Красная гвардия" распущена в июле 1906 г., вследствие того, что она приняла участие в свеаборгском мятеже). Лозунгами забастовки были: восстановление законности, отмена всех распоряжений Бобриковского времени, отставка суометарианского сената, замена его сенатом, пользующимся доверием населения, реформа представительства на демократических началах и установление свобод. В этом социал-демократы и конституционалисты были согласны, но они разошлись в вопросе о том, как провести реформы: первые требовали созыва учредительного собрания, которое выработает новую конституцию, — вторые желали, чтобы реформа совершилась законным путем, т. е. через сейм. На почве этих разногласий едва не произошло столкновение между противниками. 22 октября 1905 г. подписан Высочайший манифест, приостановивший действие манифеста 3 февр. 1899 г. (см.) "пока затронутые в нем вопросы не будут урегулированы законодательным порядком" и отменивший все незаконные постановления Бобриковского времени. Грамотой от того же числа созывался чрезвычайный сейм для составления проекта нового сеймового устава, на основе всеобщего, равного и тайного голосования, а также для составления законопроектов о свободе печати, о собраниях, союзах и ответственности правительства перед сеймом. Требование социал-демократической партии о созыве национального собрания не было удовлетворено, но стачка прекратилась. Рабочие уступили, видя бесплодность и опасность дальнейшего сопротивления, грозившего перейти в гражданскую войну. Вскоре суометарианский сенат вышел в отставку; его заменил сенат из общественных деятелей, членов конституционного блока; в его состав вошло несколько лиц, высланных при Бобрикове (в числе их был вновь назначенный вице-председатель Л. Мехелин). В начале 1906 г. генер.-губер. князь Оболенский был уволен от должности. Он навлек на себя нарекания правящих (и в особенности военных) сфер за бездеятельность, проявленную во время всеобщей забастовки, хотя благодаря его вынужденной обстоятельствами пассивности, финлядская забастовка обошлась без человеческих жертв. Население рассталось с кн. Оболенским без сожаления, так как его ген.-губернаторство было в сущности продолжением Бобриковского режима, отличаясь от последнего лишь меньшей последовательностью и прямолинейностью. Место кн. Н. Оболенского занял Н. Н. Герард, заслуживший всеобщее уважение корректностью, беспристрастием и строгой законностью. Это не спасло его от неосновательных обвинений реакционной русской печати в слабости и потворстве "сепаратистам". В декабре того же года собрался чрезвычайный сейм, заседавший до сентября 1906 г.

Новая финляндская конституция, принятая сеймом 1905—1906 гг. 1) Сейм. Объем прав сейма остался прежний (см.), но представительство реорганизовано на демократических началах. Сейм состоит из одной палаты, в составе 200 депутатов, избранных всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием; система выборов пропорциональная. Активным и пассивным избирательным правом пользуются финляндские граждане, достигшие 24-летнего возраста, без различия вероисповедания и пола. Не пользуются избирательными правами: 1) военнослужащие, 2) состоящие под опекой, 3) не внесенные в мантальные списки в течение 3 лет, 4) не уплатившие податей по беспечности, 5) содержащиеся на счет попечительств по призрению бедных, 6) присужденные за бродяжничество к общественным работам, 7) несостоятельные должники, 8) лишенные по суду общественного доверия и 9) изобличенные в подкупе избирателей и продаже своих голосов. Общее число избирателей — 1400000 (половина населения). Депутаты избираются на 3 года. Сейм созывается ежегодно к 1 февраля. Сессия продолжается 90 дней. Монарх может распустить сейм, назначив новые выборы. Новый сейм собирается не позже 3 месяцев со дня роспуска старого. Личность депутата неприкосновенна. Депутаты получают вознаграждение от казны. Делопроизводство сейма сосредоточено в комиссиях. Кроме малых комиссий (не менее 5) избирается так назыв. "большая комиссия" из 60 членов; она заменяет отчасти верхнюю палату. Все законодательные дела., а также вопросы о налогах и займах, после рассмотрения в соответственной малой комиссии, передаются в большую комиссию, мнение которой служит основанием для обсуждения законопроекта в сейме. В вопросах об основных законах, налогах и займах требуется для решения большинство 2/3 % голосов. Дела, касающиеся изменения основных законов, не решаются в той сессии, когда они возбуждены, но поступают на вторичное (окончательное) рассмотрение следующего сейма, т. е. сейма, созванного после новых очередных выборов. Исключение составляют законопроекты, объявленные "спешными" (для чего требуется большинство 5/7 голосов). По требованию 1/3 голосов может быть отложен до нового сейма всякий законодательный вопрос. Установлением такого порядка рассмотрения дел имелось в виду гарантировать всестороннее и зрелое их обсуждение, а применением пропорцион. системы выборов — достигнуть представительства различных мнений. Законодатель, таким образом, стремился сохранить при одной камере важнейшие преимущества двухпалатной системы. 2) Избирательная система. Выборы прямые, по пропорциональной системе; подача голосов тайная. Страна разделена на 16 избирательных округов, избирающих каждый определенное число депутатов. В каждом избирательном округе составляется комиссия из 5 членов (частью выбранных, частью назначенных сенатом). Для производства выборов города и коммуны разделяются на участки (1500 жителей). Избиратели могут соединяться в группы (не менее 50 человек) для голосования за общий список; группы, желающие действовать на выборах совместно, соединяются в союзы. Каждый избиратель голосует за 3-х кандидатов. Первый по порядку кандидат считается получившим 1 голос, второй — 1/2 голоса, третий — 1/3 голоса (правило д'Онта). Порядок подсчета голосов поясняется ниже конкретным примером. Округ избирает 4-х кандидатов; в нем 6 групп избирателей, из которых 5 образовали 2 союза:

I союз

9600 голосов

1-я группа

2-я группа

3-я группа

А. 4500 гол. D. 3000 гол. G. 2100 гол.
В. 2250 " Е. 1500 " Н. 1050 "
С. 1500 " F. 1000 " J. 700 "

II союз

5400 голосов

1800 гол.

4-я группа

5-я группа

6-я группа

К. 3900 гол. N. 1500 гол. Х. 1800 гол.
L. 1950 " О. 750 " Y. 900 "
M. 1300 " P. 500 " Z. 600 "

Сначала кандидаты распределяются между группами каждого союза: I союз; А = 4500, D = 3000, В = 2250, G = 2100; II союз: К = 3900, L = 1950, N = 1500, М = 1300; группа: Х = 1800, Y = 900, Z = 600. При равенстве голосов решает жребий. Если есть общие кандидаты, голоса их складываются. Для распределения 4-х депутатских мест между союзами и самостоятельной группой кандидаты располагаются по величине так наз. числа-сравнителя. За союз I подано 9600 голосов; это и будет число-сравнитель для высшего кандидата союза, А. Для D число-сравнитель будет 9600: 2 = 4800, для В оно 9600: 3 = 3200, для G — 9600: 4 = 2400. За союз II подано 5400 голосов, следовательно, число-сравнитель К = 5400; для L оно 5400:2 = 2700 и так далее. Располагая кандидатов по порядку величины числа-сравнителя, получим: А = 9600, К = 5400, D = 4800, В = 3200, L = 2700, G = 2400 и т. д. Избранными окажутся А, К, D, В. — Сейм выработал далее: 3) основной закон, обеспечивающий гражданам свободу слова, собраний и союзов (до этого времени полит. свободы не были гарантированы основным законом); 4) законопроект о печати, отменяющий цензуру, устанавливающий явочный порядок для открытия типографий и книжных магазинов и для издания произведений печати, судебную ответственность за злоупотребление печатным словом; 5) законопроект о собраниях. Существенные черты его следующие: о собраниях на общественных местах под открытым небом должно быть заявлено полиции за 6 часов; вооруженные лица не допускаются; полиция имеет право присутствовать и распустить собрание, если не соблюдаются установленные полицейские правила общественного спокойствия, или если председатель собрания не исполняет своих обязанностей (он не должен допускать речей или решений, явно преступных). Собрания в закрытых помещениях и, вообще, ограниченные числом участвующих, считаются частными и регламентации не подлежат; 6) законопроект о союзах различает союзы зарегистрированные, имеющие права юридического лица, от незарегистрированных. Первые подчиняются некоторым регламентным требованиям, вторые никакой регламентации не подлежат. Для союзов, имеющих военную организацию, сохранена концессионная система (разрешаются сенатом). Членами союзов, преследующих политические цели, могут быть только финляндские граждане; 7) законопроект об ответственности перед сеймом должностных лиц сводится к праву запроса по поводу явно незаконных распоряжений сенаторов и прокурора сената; запрос должен быть письменный, подписанный не менее чем пятью депутатами. На затребованное сеймом по поводу запроса объяснение должностное лицо отвечает в течение 10 дней. Сейм может представить дело на Высочайшее благоусмотрение или передать дело на рассмотрение особого высшего суда.

Первые выборы в новый сейм состоялись по всей стране одновременно 15 и 16 марта (нов. ст.) 1907 г. Из 880322 избирательн. записок подано: за социал-демокр. 325357, старофиннов 241160, младофиннов 121930, шведскую народную партию (свекоманы) 110309, аграрный союз (партия мелких собственников крестьян, отделившихся от младофиннов) 45791, рабочих христианского направления 13434; разбилось по мелким группам 21041, беспартийных 6104. Избрано: социал-демократов 80, старофиннов 58, младофиннов 25, свекоманов (швед. нар. партия) 24, аграрного союза 11, рабочих христиан 2. В числе депутатов 19 женщин (от социал-демократов 9, старофиннов 6, младофиннов 2, аграрн. союза 1, шведской партии 1), 47 рабочих, 30 крестьян земледельцев, 20 народных учителей, 11 мастеров, 3 типографщика. Из учителей 13— социал-демократы. Из крестьян земледельцев 13 старофиннов, 12 младофиннов, 3 аграрного союза, 2 соц.-демократа. Рабочие — все социал-демократы. Участвовало в выборах около 75 % избирателей. 22 мая (нов. ст.) 1907 г. новый сейм был открыт в Гельсингфорсе. Государственная Дума и Финляндский сейм обменялись приветственными телеграммами.

А. В. Игельстром.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:48 MSK