[ начало ] [ Ф ]

Форт*

— небольшое долговременное или временное отдельное укрепление на гарнизон в несколько сот человек, способное к самостоятельной обороне. По своему назначению Ф. разделяются на крепостные, заставы и маневренные, а по материалу, рабочим средствам и времени, затраченным на их возведение, — на долговременные и временные.

I. Крепостные Ф. составляют необходимую принадлежность всякой современной большой крепости. Тип крепости, усиленной поясом ф. (см. Крепость), возникал постепенно, по мере увеличения численности и подвижности полевых армий и усовершенствования артиллерии. Большие крепости были в употреблении всегда, когда действовали в поле большие армии, даже в древние времена (Вавилон, Ниневия, Карфаген). И наоборот, в средние века, когда армии низводятся до нескольких сот вооруженных вассалов, укрепления состоят из тесных, расположенных на неприступной местности замков. Стремясь к увеличению вместимости крепостей, Вобан первый устроил укрепленный лагерь при Дюнкирхене; этот укрепленный лагерь примыкал к крепости, ограда его была непрерывная, он представлял как бы огромную наружную постройку; в лагере помещалось от 10 до 12 тысяч человек. Конечно, эта постройка значительно усиливала крепость, но вследствие своей сомкнутой формы и непрерывности не давала достаточной свободы действия войскам, в ней заключенным, и не обеспечивала крепость от бомардирования. Затем Монталамбер предлагал укрепленные лагери образовать из крепости, окруженной отдельными укреплениями в один или два ряда. Наполеоновский генерал Ронья (Rogniat, "Considerations sur l'art de la guerre", 1816) развил своеобразно ту же идею: он предлагал вокруг крепости расположить 4 долговременных Ф.; в плацдарме, образуемом этими 4-мя Ф., может поместиться армия в 50—100 тысяч человек, которая, опираясь фланками на Ф., занимает позиции для боя в разных направлениях. Дальнейшее увеличение гарнизонов и необходимость большого простора для их энергичной деятельности, частых и сильных вылазок, привело к повсеместному усилению непрерывных крепостных оград — выдвинутыми вперед небольшими отдельными укреплениями, получившими название Ф. С появлением нарезной артиллерии Ф. получили еще большее значение, как средство, обеспечивающее крепостную ограду от бомбардирования. Удаление Ф. от ограды определяется дальностью артиллерийского огня, доходящей в настоящее время до 8 верст. Считая, что атакующий может расположить свои осадные батареи не ближе 2—3 верст от Ф., последние располагают в 5—6 верстах от главной крепостной ограды и таким образом вполне обеспечивают центральное крепостное ядро от артиллерийского огня атакующего. Пространством между оградой и Ф. первоначально предполагали пользоваться как лагерем для целой армии, могущей действовать отсюда во всех направлениях, а в случае неудачи — укрыться; поэтому и крепости такого устройства называли "крепость-лагерь". Однако капитуляция Базена в 1870 г. в Меце и Османа-паши в 1877 г. в Плевне наглядно доказали, что укрывающаяся в крепости армия может быть окончательно окружена и вместо убежища находит в ней свою гибель. Разбитая или неустроенная армия может укрываться в крепости только временно, пока обложение не завершено; иначе армия уничтожит сопротивление крепости, поедая ее запасы, а крепость уничтожит армию, стесняя ее действия и делая ее неподвижной. Вместе с тем близость крепости приносит всякой полевой армии огромную пользу: чем ближе армия к крепости, тем свободнее армия может решаться на самые смелые операции; имея обеспеченный путь отступления, пользуясь имеющимися в крепости мостами и дорогами для своих передвижений, а Ф. для прикрытия перестроений в виду неприятеля, — полевая армия свободно маневрирует. Вот почему современные большие крепости, состоящие из ограды, окруженной поясом Ф., называются "маневренными". Расстояние между крепостными Ф. определяется дальностью шрапнельного огня и условиями местности; желательно, чтобы весь пояс Ф. в тактическом смысле представлял одну позицию, т. е. чтобы с каждого Ф. можно было обстреливать шрапнельным огнем как промежутки, так и подступы к двум соседним Ф., для чего при современном состоянии артиллерии расстояние между смежными Ф. должно быть не более 4 верст; а принимая во внимание нынешнее стремление к ускоренным атакам и большую действительность взаимной поддержки при ясно видимой цели — лучше это расстояние уменьшать до 2—3 верст. Фактически такая цифра употребляется редко; ради экономии делают промежутки между Ф. длиною в 5 и даже 6 верст и затем по мере возможности усиливают их небольшими промежуточными опорными пунктами, долговременными, а иногда и временными, возводимыми в период мобилизации крепости. Ф. располагаются на таких пунктах, которые удобны для их самозащиты, для их взаимной поддержки и между которыми может быть выгодно расположена оборонительная линия. Линия Ф. служит главной позицией обороняющегося; ограда служит тыловой позицией на случай прорыва линии Ф., а также местом хранения наиболее важных запасов крепости. Обеспечивая внутренность крепости от бомбардирования, Ф. в то же время затрудняют обложение крепости, служат опорными пунктами оборонительных линий или позиций, занимаемых гарнизоном в военное время, способствуют энергичной активной обороне и облегчают маневрирование армии, опирающейся на крепость. Расположенные на главной оборонительной линии и входящие в состав фортового пояса крепостные Ф. называются Ф. 1-й линии, или перволинейными, в отличие от Ф. промежуточных и 2-й линии, возводимых иногда в дополнение к первым. До изобретения фугасных бомб перволинейные Ф. имели устройство обширных батарей, обеспеченных от штурма, но в настоящее время они представляют собой преимущественно пехотные опорные пункты. В Ф. орудия скучены, неподвижны, огонь их эксцентрический вследствие значительного командования Ф. над окружающей местностью — они представляют весьма заметную цель, между тем как атакующий имеет охватывающее положение, большое превосходство в числе орудий, а его осадные батареи представляют цели незначительные. Поэтому орудия, ведущие борьбу с осадными батареями, располагаются ныне в промежутках между Ф., в смежных и промежуточных батареях, таких же низких и легко маскируемых, как и осадные; в Ф. же 1 линии оставлены лишь орудия следующего назначения: 1) от 2 до 4 дальнобойных орудий крупного калибра, так называемых рекогносцировочных, действующих по лагерям и паркам атакующего, обстреливающих доступы к Ф. на большое расстояние и тем заставляющих неприятеля удлинить линию обложения; 2) орудия, обстреливающие промежутки и подступы к соседним Ф.; 3) орудия, обстреливающие рвы Ф., и 4) несколько легких противоштурмовых пушек для отбития штурма. Величина Ф. зависит от величины его пехотного гарнизона и числа назначенных для него орудий. Эти данные, в свою очередь, обусловливаются, главным образом, тактическим значением Ф. при обороне данного участка крепостной позиции, поддержкой, которую он может получить от соседних и позадилежащих верков, и местностью. Изолированные, далеко выдвинутые вперед Ф. на легкодоступной местности устраиваются на большее число орудий и больший гарнизон и потому делаются больше. Обыкновенно Ф. вместе с прилегающими к ним смежными батареями устраиваются на 20—30 орудий (кроме орудий, обстреливающих наружные рвы) и одну, две или три роты пехоты, причем около 1/4 пехотного гарнизона Ф. составляет его внутренний резерв. Фигура Ф. в плане зависит от местности, на которой Ф. расположен, его положения относительно соседних верков и назначения. На ровной местности, при одинаковых тактических условиях с обеих сторон Ф. обыкновенно имеют фигуру редута о двух напольных, двух боковых и одном или двух горжевых фасах. В современных крепостях встречаются Ф., построенные до изобретения фугасных бомб, построенные после их изобретения и переделанные из первых согласно новейшим требованиям техники. Перволинейные Ф., построенные до изобретения фугасных бомб, могут быть разделены на Ф. с одним валом и с двумя валами. Как тип Ф. с одним валом можно рассматривать германские Ф., построенные в 70-х годах (черт. 1).

ФОРТ.

Черт. 1. Тип форта с одним валом, построен. до изобр. фугасных бомб. а — средний казематированный траверс, б — казематированные траверсы, в — потерна под валом, г — полукапонир, д — фланки казематированной казармы. Черт. 2. Тип форта с 2-мя валами, построенный до изобретения фугасных бомб. 3. Тип форта, построенного после изобретения фугасных бомб. а — законтрэскарповый капонир, б — законтрэскарповый полукапонир, в — потерна, г — контрэскарповая галерея. 4. Тип броневого форта. а — центральный бетонный массив, б — башни для скорострельных пушек, в — законтрэскарповый капонир. 5. Схема инжен. подготовки интервалов в германских крепостях. а — форты, б — смежные батареи, в — промежуточные казематированные казармы, г — промежуточные пороховые погреба. 6. Тип французского форта-заставы, построенного до изобретения фугасных бомб. 7. Тип временного форта. а — открытый капонир. 8. Разрез венчатого капонира. 9. Разрез блиндажа.

Ф. эти явились продуктом опыта франко-прусской войны, особенно резко подчеркнувшей могущество тогда еще новой нарезной артиллерии в крепостном бою. Естественно поэтому, что Ф., проектированные после этой войны германскими инженерами, оказались фортами-батареями, заключающими более 30 орудий, кроме фланкирующих рвы, и только одну роту пехотного гарнизона. Орудия поставлены на напольных и боковых фасах между казематированными траверсами, в нижних этажах которых расположены расходные пороховые погреба. Горжа приспособлена для ружейного огня и имеет бастионное начертание. Оборона рвов напольных и боковых фасов Ф. производится из капонира и двух полукапониров; горжевой ров обороняется из фланков казематированной казармы, расположенной под валом и обращенной фасадом в ров. По капитали Ф. идет средний казематированный траверс, служащий для безопасного сообщения горжевой казармы с напольными фасами. Сообщение с Ф. производится по одной или двум аппарелям, ведущим с горизонта в горжевой ров; из последнего через ворота и потерну можно войти как в горжевую казарму, так и во внутренность Ф.; сообщение внутри Ф. производится или открыто, или по потерне среднего траверса; сообщение с фланкирующими постройками (капониром или полукапонирами) — по потернам. Форты, построенные в 1880-х годах, после турецкой кампании, получили обширную пехотную позицию, способную развить сильный ружейный огонь, могущество которого обнаружилось в течение этой кампании в полной мере. Но так как идея форта-батареи еще господствовала в то время, то в результате явились Ф. с двумя валами — пехотным и артиллерийским (черт. 2). Главное их отличие заключается в том, что впереди высокого вала напольных и боковых фасов устроен еще пониженный вал — фоссебрея. На напольных фасах, наиболее подверженных штурму, на пониженном ближайшем ко рву валу стали располагать пехоту, на которой лежит вся тяжесть отражения штурма. На боковых фасах, наоборот, низкую позицию по большей части отводят артиллерии, получающей таким образом позицию более маскированную и обеспеченную задним высоким валом от тыльного огня, всегда угрожающего этим фасам. На черт. 2 план разделен на две части: на правой половине горжевой фас полигонального начертания со рвом, обстреливаемым из канонира; такое начертание употребляется обыкновенно при сухих рвах; на левой половине чертежа горжа в виде бастионного фронта, устраиваемого чаще при рвах водяных. Сообщение с фоссебреею производится по потернам, которые проходят под задним валом и выходят на закрытый ход фоссебреи; кроме того, есть открытое сообщение через промежуток, оставляемый у горжевых углов между задним и горжевым валами. Во всем прочем устройство Ф. с двумя валами мало отличается от такового Ф. с одним валом.

Наибольшее распространение описанные форты с двумя валами подучили в Австрии и во Франции. После изобретения фугасных бомб все пришли к убеждению, что оставить в Ф. орудия, предназначаемые для борьбы с артиллерией атакующего, — нельзя. В некоторых государствах Западной Европы, преимущественно в малых (Дания, Бельгия, Швейцария, Румыния), военные инженеры, не желая выносить орудий из Ф., пришли к решению поместить орудия в броневых башнях (башенные Ф.). Русские военные инженеры, а за ними — австрийские, германские и французские вынесли артиллерию из Ф., поместили ее в промежутках между ними и отказались, таким образом, от фортов-батарей, перейдя к фортам-редутам. В Ф. без броневых башен, построенных после изобретения фугасных бомб, вал одиночный (черт. 3), стрелковый, но с широким валгангом, так, чтобы в любом месте можно было поставить орудия. Дальнобойные рекогносцировочные орудия (от 2 до 4) обыкновенно располагаются на середине напольных фасов; около них — один или 2 казематированных траверса с расходными пороховыми погребами. Для легких противоштурмовых пушек во всех исходящих углах устраиваются барбеты. Оборона рвов производится из казематов за контрэскарпом при помощи скорострельных пушек, но встречаются и капониры, и полукапониры, особенно в горже. Все казематы бетонные; выходы из потерн прикрываются сквозными галереями. Сообщение с полем и внутри Ф. производится на тех же основаниях, как и в прежних Ф.; сообщение с фланкирующими постройками за контрэскарпом производится или по кофрам под дном рва, или открыто по дну рва. Орудия, обстреливающие промежутки и подступы к соседним Ф., располагаются на боковых фасах. Однако так как эти орудия в настоящее время легко могут быть подбиты навесным огнем — следует всячески избегать открытой установки их и заменять ее установкой в казематах. Последние могут быть расположены в горже Ф. в виде казематированной постройки, пристроенной к жилым казематам и составляющей 2-й этаж горжевого капонира, или в углах между горжевым и боковыми фасами Ф., или, наконец, в виде отдельной постройки, прикрытой от неприятеля какой-нибудь возвышенностью. Такие казематы для орудий, обстреливающих промежутки, называются промежуточными капонирами и устраиваются для легких полевых пушек, на лафетах — тумбах. Ф. с броневыми башнями встречаются в Бельгии, Румынии и в других и больших государствах. В этих Ф. (черт. 4) вал — строковый; башни для тяжелых орудий утоплены в центральном бетонном массиве, расположенном в середине Ф.; в исходящих углах Ф. поставлены скрывающиеся башни для скорострельных противоштурмовых пушек. Ров имеет такое же устройство как и в фортах без броневых башен; оборона его производится из капониров и полукапониров или из казематов за контрэскарпом. Охранительные казематы Ф. расположены в горже. Сообщение между всеми частями Ф. производится по потернам, имеющим несколько выходов на поверхность горизонта внутри Ф. Некоторые инженеры Западной Европы, с генералом Бриальмоном во главе, утверждают, что после изобретения фугасных бомб открытая установка орудий немыслима и что все артиллерийское вооружение Ф. должно быть под броневыми куполами башен. Но такое широкое применение башен отвергается другими инженерами, в том числе русскими. Броневые башни, представляя из себя сложные машины, при малейшей порче делают невозможной стрельбу из находящихся в них орудий; орудия в них неподвижны, и следовательно, по ним легко пристреляться; они очень дороги; они нигде еще не выдержали боевого испытания. В больших государствах строят Ф. без броневых башен. Каждое из этих государств выработало свой тип Ф.; характерной принадлежностью русских Ф. являются казематы для орудий, обстреливающих промежутки, и простота начертания. Промежуточные Ф. устраиваются в том случае, когда интервал между Ф. велик, а между тем надо прикрыть промежуточные батареи, устраиваемые между Ф. после выяснения фронта атаки. Промежуточные Ф. меньше обыкновенных и представляют из себя форты-редуты в полном смысле слова; артиллерия в них помещается только для самообороны и состоит из легких противоштурмовых пушек и орудий для обстреливания рвов.

Ф. 2-й линии устраиваются: 1) когда желательна заблаговременная подготовка тыловой позиции на пространстве между Ф. первой линии и оградой; 2) когда расстояние Ф. первой линии от ограды велико, а между тем признается необходимым дать Ф. первой линии поддержку артиллерийским огнем с тыла; 3) когда в виду ограды находится командующая высота, которую почему-либо нельзя было включить в ограду; 4) когда центральная ограда находится на противоположном берегу реки, и потому необходимо голову моста на этом берегу прикрыть предмостным укреплением. Ради большей безопасности от атаки открытой силой и для лучшего обстрела — тяжелые, дальнобойные орудия, поддерживающие своим огнем впереди расположенную позицию, ставятся внутри Ф., и следовательно, Ф. 2-й линии являются Ф.-батареями. Такое расположение тяжелой артиллерии в Ф. 2-й линии вполне целесообразно, так как они обыкновенно удалены от Ф. 1-й линии настолько, что находятся вне сферы огня фугасных бомб атакующего. Ф. 2-й линии часто служат еще местом хранения важных средств обороны, напр. пороха; в этом случае Ф. 2-й линии будет не только Ф.-батарея, но Ф.-склад. Заблаговременная подготовка промежутков между Ф. 1-й линии (черт. 5) еще недавно считалась излишней; полагали, что все сделанное в военное время под непосредственным влиянием требований боевой обстановки будет всегда уместнее и лучше, примером чему могут служить оборонительные сооружения Севастополя в 1854—55 гг., да и для противника явится неожиданностью. Однако когда обратились к составлению планов обороны крепостей и сделали некоторые расчеты, то не замедлили убедиться в невозможности своевременного приведения крепости в оборонительное положение, достаточное для отражения первого натиска появившегося противника — ускоренной атаки. Оказалось, что на приведение крепости в готовность к обороне в течение двухнедельного мобилизационного периода необходимы усилия десятков тысяч рабочих и несколько тысяч подвод ежедневно. Вот почему в настоящее время в программу крепостных работ вводятся повсюду и работы по заблаговременной подготовке обороны промежутков между Ф. Заблаговременно должно быть построено все то, что необходимо и занимает определенное место, а именно: некоторые батареи, пороховые погреба, убежища для пехоты, дороги и промежуточные опорные пункты. Артиллерийское вооружение фортового пояса состоит из: 1) постоянного вооружения линии Ф., выставляемого еще в мирное время, 2) частых артиллерийских резервов, выставляемых для противодействия ускоренной атаке, и 3) главного артиллерийского резерва, предназначаемого для борьбы с неприятельской артиллерией во время постепенной атаки. Вся артиллерия обороняющегося, назначаемая для борьбы с осадными батареями, располагается в промежуточных и смежных батареях; рекогносцировочные орудия Ф. с началом артиллерийской борьбы тоже перевозятся в смежные батареи. Большая часть этих батарей устраивается после определения фронта атаки; но те из них, которые предназначаются для орудий, входящих в состав постоянного вооружения линии Ф., должны быть вооружены с самого начала обороны и построены еще в мирное время или во время приведения крепости в оборонительное состояние. При постройке таких батарей в мирное время их расходные погреба и помещения для прислуги можно сделать вполне безопасными от навесного огня. В смежных, примыкающих к Ф. батареях орудия постоянного вооружения обеспечены от атаки открытой силой соседством Ф., промежуточные батареи приходится обеспечивать обороняемыми рвами и противоштурмовыми пушками; поэтому дешевле и в тактическом отношении выгоднее располагать орудия постоянного вооружения в смежных батареях. Но иногда может явиться необходимость и в промежуточных батареях, вооруженных заблаговременно, напр. когда со смежной батареи нельзя обстреливать какой-либо участок местности, который, между тем, без обстреливания остаться не может и т. п. Пороховые погреба в промежутках между фортами стали совершенно необходимыми с тех пор, как центр тяжести артиллерийской обороны переместился из Ф. в промежутки между ними. Со времени появления фугасных бомб единственной надежной конструкцией для этого рода построек следует считать долговременную, а следовательно, все пороховые погреба должны быть построены заблаговременно. Промежуточные пороховые погреба разделяются на питательные 1-й линии и питательные 2-й линии. Питательные погреба 1-й линии располагаются в 100—200 саженях за линией горж Ф., вдоль дороги, по одному на каждой версте. Они служат для пополнения зарядов и снарядов в расходных погребах, находящихся при батареях. Если неприятельский огонь слаб и по ночам можно подвозить к батареям огнестрельные припасы, то последние подвозятся из центральных крепостных погребов; если же огонь неприятеля препятствует подвозу припасов с большого расстояния, то заряды и снаряды берут из питательных погребов 1-й линии и переносят к батареям людьми. Питательные погреба 2-й линии помещаются между линией Ф. и центральными погребами и представляют из себя как бы отделения центральных погребов. Когда обороняющийся выставит на промежуточных батареях массу артиллерии, то атакующий может вместо артиллерийской борьбы открытой силой напасть на батареи и, овладев ими, с помощью пироксилина быстро привести орудия в негодность. Следовательно, промежутки между Ф. надо обеспечить от атаки открытой силой, что достигается устройством впереди батарей пехотной позиции. Для войск, занимающих эту позицию и прикрывающих промежуточные батареи, в некоторых государствах уже в мирное время возводят безопасные от бомб помещения в виде промежуточных казематированных казарм. Во время подготовки атаки промежутка огнем войска пребывают в казармах и выходят только тогда, когда пехота атакующего приблизится настолько, что артиллерийский огонь по промежутку должен будет умолкнуть из опасения поражать своих. Лицевые стены промежуточных казарм обращают в сторону тыла, а со стороны неприятеля прикрывают их землей. Хорошо расположить их в тех местах, где во время обороны предположено устроить опорные пункты полевой и временной профили. Для перевозки орудий артиллерийского резерва на промежутки между Ф. все крепости снабжены отличными шоссейными дорогами, идущими от ограды к линии Ф. и вдоль последней. В последнее время во всех государствах стали обращаться к железным дорогам с паровыми двигателями. Нельзя заранее определить, на какие Ф. неприятель поведет атаку и какой из промежутков должен быть соответственно вооружен, а между тем только паровые железные дороги дают возможность доставить на промежуточные батареи все орудия и припасы в короткий сравнительно промежуток времени. Сеть крепостных железных дорог должна состоять из внешней и внутренней круговых линий и ряда радиальных путей между ними. Внешняя круговая линия должна проходить приблизительно в 200—300 саженях за линией промежуточных батарей; внутренняя — внутри крепостной ограды, связывая все важнейшие военные склады крепости, преимущественно же принадлежащие крепостной артиллерии. К каждому Ф. желательно иметь отдельный радиальный путь. Наиболее подходящей для крепостных железных дорог считается колея в 75 см; эта ширина колеи удобна в том отношении, что к постоянной железнодорожной ветке всегда можно при помощи накидных стрелок пристроить переносный путь той же ширины и, таким образом, к любой точке крепостного района доставлять грузы без перегрузки. Общее протяжение полотна крепостной железной дороги в крепости средней величины — около 100 в. Можно смело сказать, что тщательная разработка сообщений в современной крепости должна быть главной заботой при инженерной подготовке промежутков между Ф.

II. Ф.-заставы. Из всех способов подготовки вероятных театров оборонительной войны в инженерном отношении, устройство укрепленных пунктов-застав, преграждающих пути вторжения неприятеля, имеет, можно думать, наибольшую будущность. Число связывающих сопредельные страны путей неизбежно возрастает по мере постоянного роста культуры и оживления международных сношений. Батальоны и даже роты укрепленных пунктов-застав обязываются удерживать в течение многих дней и недель целые дивизии и корпуса неприятельской армии, вследствие чего этого рода укрепленные пункты всегда представляют значительный теоретический интерес; по условиям своей службы делу государственной обороны они должны наиболее полно осуществлять основное требование теории фортификации — "давать возможность обороняющемуся малыми силами продолжительное время сопротивляться превосходным силам наступающего". Вполне самостоятельная задача, выполняемая отрядами, преграждающими пути вторжения неприятеля в пределы страны в течение иногда довольно продолжительного времени, заставляет смотреть на них как на постоянные гарнизоны занимаемых ими пунктов, совершенно и раз на все время войны отрезанные от полевой армии, отрезанные притом, быть может, напрасно, если противник не предполагал двигаться в данном направлении; поэтому численность таких отрядов должна быть возможно меньше. Между тем самостоятельность возлагаемой на них задачи легко может поставить их лицом к лицу с значительно превосходными силами противника при полной невозможности помощи извне или отступления, противоречащего прежде всего данной задаче. Единственный выход из такого затруднения представляет возможно большее усиление пункта, занятого отрядом, преграждающим данный путь, достигаемое как соответственным выбором самого пункта в ряду позиций, сильных естественно, так и средствами фортификации, т. е. возмещением всегда недостающей здесь живой силы — силой мертвых преград и закрытий. Если пункт, выбранный для преграждения данного пути, имеет еще и маневренное, административное или политическое значение, то в нем мы увидим, по всей вероятности, большую современную крепость. Вполне же ясно выраженную идею преграждения пути мы найдем лишь в пунктах, занимаемых исключительно с целью такого преграждения, или по крайней мере там, где эта цель преобладает над всеми остальными. Пункты, занимаемые с исключительной или главной целью преграждения данного пути вторжения противника в пределы страны, заблаговременно усиленные средствами фортификации, благодаря особенностям, присущим их усилению и обороне, могут быть выделены в особую группу заблаговременно усиленных стратегических пунктов под общим названием укрепленных пунктов-застав. В странах горных и малокультурных могут быть с пользой преграждаемы всякого рода пути в силу незначительного их числа и трудности проложения новых путей. Наоборот, в странах равнинных и культурных преграждать обыкновенные дороги бесполезно, так как проложение новых обыкновенных дорог в обход преграды в этом случае не представляет затруднений; в таких странах достойным предметом преграждения являются только пути рельсовые. Как бы ни была развита железнодорожная сеть данного государства — переходят границу лишь немногие железнодорожные линии. Если мы вычтем из их числа те, которые преграждаются большими маневренными крепостями, то на долю собственно укрепленных пунктов-застав останется еще меньшее число рельсовых путей, подлежащих преграждению; следовательно, такое преграждение окажется в большинстве случаев вполне возможным. Оно будет и крайне плодотворным в смысле задержки наступающего противника. Действительно, обойти пункт-заставу трудно, и пока он в наших руках, даже обошедший его противник будет под постоянной угрозой продовольственной катастрофы, не имея необходимого железнодорожного сообщения со своей страной. Единственным целесообразным способом устройства наступающим сообщения в обход укрепленного пункта-заставы является временный ширококолейный железнодорожный путь, допускающий эксплуатацию его подвижным составом постоянных жел. дорог. Принимая в расчет, что крепостные орудия укрепленного пункта-заставы не позволят противнику устраивать и эксплуатировать рельсовый путь ближе 10 верст от места расположения укреплений, получим наименьшее протяжение обходной железнодорожной ветви около 30 верст, а наименьшее время ее возведения, согласно опыту франко-прусской войны 1870—1871 гг., может быть определено сроком в 30 дней. Этого времени вполне достаточно для сосредоточения наших полевых войск в превосходных силах к угрожаемому пункту, не говоря уже о том, что столь продолжительная задержка может совершенно расстроить план наступательной кампании противника. Для того, чтобы укрепленный пункт-застава мог дать такой результат, он должен быть способен к сопротивлению не менее чем в течение месяца. Кроме снабжения соответствующим количеством боевых и продовольственных припасов, соблюдение этого условия требует обеспечения пункта-заставы от штурма и бомбардирования и притом, главным образом, силой мертвых преград и закрытий, доведенных до наибольших размеров, так как согласно сказанному выше гарнизон в этом случае будет неизбежно мал. Вполне разрешает эти задачи только долговременная фортификация, в помощь которой должна служить еще и естественная сила выбранной для укрепленного пункта-заставы позиции. Как это последнее соображение, так и желание затруднить противнику устройство обходной ветви заставляет располагать такие заставы преимущественно в местах прохождения путей через какие-нибудь естественные преграды. Удлинение обходной ветви достигается еще вооружением укрепленных пунктов-застав самыми дальнобойными орудиями и расположением их на прямых участках пути, так как в этом случае упомянутая ветвь очевидно выйдет всегда длиннее. В зависимости от степени важности данного направления вторжения противника и местных условий применяются следующие разновидности укрепленных пунктов-застав: 1) караулки или блокгаузы, 2) малые и большие Ф.-заставы и 3) группы Ф.-застав, называемые позициями-заставами; из них караулки и блокгаузы оказывают серьезное сопротивление только летучим отрядам, направляющимся для захвата железной дороги, и то если при этих отрядах нет полевой артиллерии; позиции-заставы способны к весьма продолжительному сопротивлению средствам как полевой, так и осадной войны, но требуют сильных гарнизонов; наиболее же общим и характерным типом современных укрепленных пунктов-застав является отдельный вполне самостоятельный Ф.-застава. Особенно много было построено Ф.-застав во Франции после 1870—1871 гг. Здесь они на восточной границе представляют как бы оборонительную занавеску (rideau defe n sif), за которой предполагается выполнить мобилизацию и сосредоточение французской армии к границе. Первоначально построенные французами Ф.-заставы представляли собой подобие обыкновенных Ф. крепости, но несколько больших размеров. Вскоре, однако, предусматривая возможность атаки таких Ф. со всех сторон, их стали располагать в виде более или менее правильных многоугольников, каждая сторона которых представляет собой как бы один из напольных фасов обыкновенного крепостного Ф. с двумя валами (черт. 6): нижним — для артиллерии и верхним, служащим тыльным траверсом для нижнего, — для пехоты. Между стрелковым валом и артиллерийским устроен ров, в который с двух сторон выходят лицевые стены казематов, взаимно прикрывающих друг друга своими земляными обсыпками от перекидного огня. Несколько радиально расположенных траверсов с потернами под ними поддерживают закрытое сообщение между различными частями Ф. Сообщение с полем по аппарели, ведущей с прикрытого пути на дно рва, и далее по потернам. Наружные рвы имеют сводчатые эскарпы и контрэскарпы и фланкируются из 3-х капониров. Вокруг всего Ф. узкий прикрытый путь с небольшими плацдармами. Гарнизон французских Ф.-застав около 1500 человек; вооружение около 30 орудий, не считая фланкирующих и противоштурмовых, в том числе до 6 орудий в броневых казематах в траверсах на исходящих углах; запасы боевые и продовольственные рассчитаны на время от 1 до 3 месяцев. После изобретения фугасных бомб проектирование Ф.-застав стало очень затруднительным. Стены казематированных помещений, которыми Ф.-заставы снабжаются в изобилии, не должны подвергаться действию фугасных бомб; при возможности обстреливания Ф. со всех сторон, необходимость укрытия лицевых стен их казематов заставляет самые казематы располагать в толще валов или под землей и окружать их слоем земли достаточной толщины со всех сторон, причем освещение и вентиляция этих казематов делаются искусственные. Иногда возможно выбрать место для Ф. так, чтобы сама местность обеспечивала его от бомбардирования с какой-нибудь стороны; в эту сторону и обращают лицевые стены казематов. Так, например, на Тирольской границе Австрии Ф.-заставы расположены на уступах гор, горжами к недоступным вершинам последних. В таких случаях у Ф.-заставы является горжа, и начертание его в плане приближается к таковому Ф. крепостных. Профиль Ф. заставы отличается от профили крепостных Ф. главным образом тем, что всегда устраивается прикрытый путь. В Ф.-заставах полезно располагать броневые башни, заставляющие атакующего непременно подвезти для осады Ф. осадную артиллерию; из них одну или две вооружают дальнобойными орудиями, обстреливающими железную дорогу на большом протяжении, а остальные — скорострельными противоштурмовыми пушками.

ΙΠ. Маневренные Ф. назначаются служить осями или опорами движения маневрирующей под крепостью полевой армии; они выносятся иногда на семь и более верст от цепи крепостных Ф. и служат также для связи между крепостями, составляющими группу или укрепленный район. По степени самостоятельности обороны, силе расположения, величине гарнизона и вооружению маневренные Ф. представляют нечто среднее между Ф. крепостей и Ф.-заставами. Как исторический пример можно привести Кёнигштейн, который в 1813 г. играл роль маневренного Ф. по отношению к Дрездену.

Временные Ф. Все рассмотренные типы Ф. могут быть как долговременными, так и временными (см. Фортификация долговременная и временная). Временные укрепления вообще, а в частности и временные Ф., устраиваются в тех пунктах, которые по стратегическим или тактическим соображениям должны быть обороняемы возможно упорно, а между тем не усилены долговременными укреплениями, построенными заблаговременно. Так, например, иногда во время кампании обнаруживается стратегическое значение такого пункта, который заблаговременно не был усилен долговременными укреплениями или за неимением средств, или потому, что не предугадывали его значения (Дюппель в 1864 г., Виксбург в 1861—1864 г., Вена в 1866 г., Адрианополь в 1878 г.). Иногда в существующих крепостях является необходимость занятия и укрепления на впередилежащей местности различных тактических пунктов, которые до этого не были усилены долговременными укреплениями (Кольберг в 1807 г., Париж и Бельфор в 1870—1871 г., Карс и Рущук в 1877—1878 г.). Применяют, наконец, еще временные укрепления на коммуникационных линиях для обеспечения складов, переправ и проч. При постройке временных Ф. необходимо принимать в соображение, против какого неприятеля они устраиваются. На коммуникационных линиях, где могут появляться только неприятельские летучие отряды, в гористых странах, где местные препятствия не позволяют неприятелю иметь при себе орудий больших калибров, на театрах военных действий против народов, стоящих на более низкой степени развития и т. п. можно и в настоящее время еще строить временные Ф., применявшиеся до изобретения фугасных бомб; против неприятеля, обладающего фугасными бомбами, должен быть применен другой тип, отвечающий современным средствам атаки. Как тип временного Ф., могущего быть применяемым против противника, имеющего в своем распоряжении фугасные бомбы, можно рассматривать следующий (черт. 7): профиль напольных и боковых фасов Ф. с пологим эскарпом; в исходящих углах выступные барбеты для орудий, обстреливающих рвы как фронтальным, так и косым продольным огнем; в середине горжи открытый капонир в виде выступного барбета, позволяющего обстреливать горжевой ров продольным артиллерийским огнем; можно также горже давать бастионное начертание. Внутри Ф. казематированная казарма с плоским бетонным покрытием толщиной от 4 до 6 фут. Сообщение с Ф. производится по аппарели, ведущей на дно горжевого рва, откуда через перерыв в горжевом вале можно попасть во внутренность Ф.; перерыв запирается барьерными воротами. Против неприятеля, не имеющего фугасных бомб, во временных Ф. можно применять деревянные фланкирующие постройки, а также блиндированные помещения для гарнизона. Деревянные фланкирующие постройки бывают стойчатые или венчатые и предназначаются только для стрелков; в венчатых постройках (черт. 8) бойницы устраиваются в виде длинной щели между двумя венцами; внутренняя высота около сажени; пол на 2—4 фута выше дна рва; сообщение по потернам или открытое через двери, выходящие в ров. Блиндажи для жительства гарнизона Ф. устраиваются, как показано на чертеже 9-м. Внутреннее пространство этого рода построек обеспечивается от артиллерийского огня покрытием, состоящим обыкновенно из сплошного ряда бревен или рельсов, одного или двух рядов фашин, положенных на крест, и 6—8 фут земли.

С. А. Цабель.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:49 MSK