[ начало ] [ Ф ]

Фрида

(Эмиль Богуш) — выдающийся чешский поэт, глава новейшей поэтической школы чехов, известный преимущественно под псевдонимом Ярослав Вирхлицкий. Родился в 1853 г. Писательские опыты Ф. относятся еще ко времени пребывания его в гимназии. По окончании высшего образования Ф. пробыл год в Италии в качестве домашнего учителя, последствием чего явился его сборник стихотворений: "Год на юге" (Rok na jihu). С чрезвычайной быстротой стали, начиная особенно с 1876 г., выходить один за другим его стихотворные сборники: "Из глубин" (Z hlubin), "Дух и Свет" (Duch a svět), "Сны о счастье" (Snу о št ěsti), "Эпические стихотворения" (Epick é basn ě), "Новые эпические стихотворения", "Эклоги и песни", "Виктория Колонна" (содержание взято из жизни Микеланджело), "Мифы" (Mithy), "Впечатления и настроения", "Пути к Эльдорадо", "Гилярион", "Сельские баллады", "Лиро-эпический сборник Перспективы", "Сфинкс", "Музыка души", "Древние сказания", "Твардовский", "Сонеты отшельника", "Моя соната" (сборник стихотворений в 4 отделах — adagio, andante, scherco, largo), "Жизнь и смерть" (лирический сборник, основная мысль которого состоит в том, что смерть служит для человека в сущности лишь окном из настоящей жизни в бесконечность) и др. Некоторые из сборников вызывались обстоятельствами личной жизни поэта; например, "Сны о счастье" вызваны первой его любовью к будущей жене, Людмиле, дочери известной писательницы Подлипской; "Эклоги и песни" являются отголоском женитьбы поэта в 1878 г. Стихотворения Ф. обнаруживают иногда поразительную способность проникаться господствующими стремлениями поэтической мысли у разных народов. Он перевел "Освобожденный Иерусалим" Тассо, "Роланда" Ариосто, "Фауста" Гете, "Диван" Гафиза, избранные произведения Виктора Гюго, Байрона, Леопарди и др. В настоящее время Ф. является руководителем одного из важнейших чешских повременных изданий — "Cěska Revue". Он состоит членом австрийской палаты господ. Отличительная черта поэзии Ф. — широта поэтических замыслов, стремление разрабатывать самые разнообразные мировые темы из области великих преданий человеческой истории и вообще известный космополитизм направления. Он понятен, в сущности, только избранному кругу людей и далек от толпы и ее запросов. Он представитель поэзии мировой скорби по преимуществу. Чешская критика долго не могла простить своему лучшему поэту его оторванность от родной почвы, скептический космополитизм с сильной пессимистической окраской, навеянной иногда безотрадными настроениями Леопарди и др.; но она не могла отрицать, что все затронутые им мотивы разработаны поэтом с замечательной художественной силой и глубиной, разнообразным стихом, доведенным до высокой степени совершенства и виртуозности. Несомненно, что лишь малой, сравнительно, распространенностью языка, на котором пишет Ф., объясняется его недостаточная известность в образованном европейском обществе.

Ср. "Anthologie z b ásni Jaroslav a Vrchlické ho", с критической статьей З. Пресмыцкого, польского переводчика Верхлицкого; "Этюды из области новой чешской литературы", А. Степовича (Киев, 1884); "Рассвет" — научно-литературный сборник статей по славяноведению (Киев, 1893); "Ежегодник коллегии Павла Галагана за 1898 г." (Киев); "Славянский Ежегодник" (I—VI вып.).

А. Степович.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:50 MSK