[ начало ] [ Х ]

Хлебные запасные магазины

— склады хлеба, устраиваемые правительством или местными общественными учреждениями на случай голода или дороговизны, для ссуды или продажи по дешевой цене хлеба для продовольствия и посева. В качестве способа обеспечения народного продовольствия, X. запасные магазины имели огромное значение вплоть до XIX в., при отсутствии удобных путей сообщения и развитой X. торговли. Возникнув еще в глубокой древности, они получили особенное развитие в средние века и в новое время и считались, наряду с регламентацией X. торговли, одним из наиболее действительных способов борьбы с голодом и дороговизной; в устройстве их принимали участие не только государство и общины, но также монастыри, а в эпоху крепостного права — и помещики (см. Голод и Продовольствие народное). В первой половине XIX в., по мере развития путей сообщения и X. торговли, X. запасные магазины теряют свое значение в Зап. Европе и постепенно упраздняются. Этому способствовало также проникшее в практическую государственную деятельность и в научную литературу того времени сознание невыгодных сторон X. запасных магазинов. Многовековой опыт показал, что они далеко не достигают своей цели, так как в случае действительной нужды не в состоянии своими наличными запасами прокормить все нуждающееся население или понизить значительно цену на хлеб (исключение в этом отношении представляли устроенные в 1771 г. Фридрихом Вел. казенные запасные магазины, но лишь благодаря особым обстоятельствам); между тем, самое устройство и содержание магазинов крайне дорого и вызывает необходимость постоянного надзора, весьма затруднительного. В настоящее время X. запасные магазины в качестве продовольственного средства сохранились из европейских государств только в России. В России мысль о заведении X. запасных магазинов, как способа обеспечения народного продовольствия, возникает еще при Петре Вел., который, по случаю неурожая 1722 г., предположил устроить магазины в С.-Петербурге, Риге, Смоленске, Астрахани и других местностях Империи, но этот план остался неосуществленным. Принимавшиеся до начала XIX в. (см. Продовольствие народное) меры к устройству X. запасных магазинов не достигали цели. Законодательство и административная практика до 1864 г. отдавали решительное предпочтение X. запасам перед другими способами обеспечения народного продовольствия. Исключение в этом отношении представляет лишь кратковременный период действия закона 1822 г., установившего свободу выбора между X. запасами и денежными продовольственными капиталами. С введением земских учреждений и передачей в их заведование продовольственного дела, сельским обществам было предоставлено заменять, с утверждения уездной земской управы, X. запасы денежными продовольственными капиталами. В среде земств по отношению к X. запасным магазинам обнаружились два течения. Большинство земств высказывалось за повсеместную замену X. запасов денежными капиталами, находя, что денежный капитал приносит проценты, что при развитии пароходства и железных дорог закупка хлеба, в случае неурожая, может быть произведена без затруднений, что хлеб залеживается в магазинах и портится, что значительное количество его уничтожается мышами, что надзор за магазинами требует больших расходов. Меньшинство земств высказывалось за сохранение X. магазинов, указывая на то, что неудобства, связанные с хранением хлеба, невелики, потери от мышей незначительны, а в случае неурожая X. запасы могут непосредственно удовлетворить нужду населения, между тем как денежный капитал, при большом возвышении X. цен, следующем за неурожаем, большей частью будет недостаточен для закупки потребного количества хлеба. В пользу X. запасов говорит, по мнению меньшинства земств, и несовершенство путей сообщения, затрудняющее подвоз хлеба во многие местности. Ввиду преобладавшего течения земские управы легко разрешали сельским обществам переход к денежным капиталам, а многие земства возбуждали даже ходатайства о полном упразднении продовольственных магазинов и обязательной, помимо согласия сельских обществ, замене X. запасов денежным сбором с крестьян. Мин. внутр. дел не признавало возможным удовлетворять такие ходатайства. Ввиду частых переходов сельских обществ с натуральной засыпки хлеба на денежный сбор было признано необходимым стеснить этот переход: законом 21 мая 1874 г. осуществление этой меры поставлено в зависимость не от уездных земских управ, а от губернских, и лишь при известных условиях (см. Продовольствие народное). При предпринятых с 1892 г. работах по пересмотру продовольственного устава было признано необходимым подвергнуть вопрос о преимуществах той и другой системы обсуждению в образованных, под председательством губернаторов, продовольственных совещаниях. Большинство этих совещаний признало наилучшей формой обеспечения продовольствия натуральную засыпку хлеба в магазины, причем были приведены следующие доводы: 1) большее удобство для населения натуральных сборов, а равно и возврата натурой выданных ссуд, сравнительно с денежными сборами; 2) возможность оказания нуждающимся своевременной помощи, которая при системе денежных капиталов может запаздывать, в зависимости от большей или меньшей трудности покупки хлеба и доставки его в пострадавшие от неурожая местности; 3) возможность, путем постепенных раздач натуральных запасов, предотвратить слишком быстрый подъем цен на хлеб, и этим путем предохранить правительство и население от непроизводительных затрат; 4) необходимость приобретения семенных и продовольственных средств в неурожайные годы по чрезвычайно высоким ценам; 5) существенные неудобства и затруднения, происходящие от необходимости одновременного и спешного передвижения, иногда на большие расстояния, крупных партий хлеба. Комиссия В. К. Плеве высказалась в пользу сохранения X. продовольственных запасов в тех местностях, где они существуют, но не признала возможным сделать эту систему обязательной для всей России, ввиду разнообразия экономических условий. На основании всех этих работ был составлен проект нового продовольственного закона, внесенный в Госуд. Совет в марте 1899 г. Этот проект отдавал предпочтение натуральным X. запасам и допускал замену их денежными капиталами лишь в особых случаях и при соблюдении весьма стеснительных формальностей. Проект этот затем был переработан, и 12 июня 1900 г. Высочайше утверждены "Временные правила по обеспечению продовольственных потребностей сельских обывателей". Действие их распространяется лишь на 46 губерний Европейской России (34 с земскими учрежд. и 12 без земских учрежд.). Не представляя собой полного продовольственного устава, временные правила расширяют круг сельских обывателей, имеющих право на продовольственную помощь, и устанавливают новый порядок образования общественных продовольственных запасов и капиталов и местного заведования продовольственным делом. Вся распорядительная часть этого дела изъемлется из ведения земских учреждений и возлагается на крестьянские учреждения: губернские присутствия, уездные съезды и земских начальников, под общим руководством министерства внутренних дел, в составе коего образовано особое центральное управление при земском отделе. Для хлебных запасных магазинов закон 1900 г. вводит следующую организацию. Сельским обществам предоставляется, как и прежде, избрание способа образования общественных продовольственных запасов, но последующий переход от натуральных запасов к денежным и обратно зависит от губернского присутствия. Министру внутр. дел предоставлено объявлять известные местности подлежащими обеспечению исключительно X. запасами. X. продовольственные запасы содержатся по каждому сельскому обществу отдельно, но в сельских обществах, состоящих из нескольких селений, допускается образование запасов по отдельным селениям. Разрешается, по определению сельских сходов и с утверждения уездного съезда, устройство одного магазина для нескольких обществ или для всей волости. Для постройки таких магазинов может быть выдана, с разрешения губернского присутствия, ссуда из губернского продовольственн. капитала. Сельские обыватели, имеющие право на продовольственную помощь, но не входящие в состав сельских обществ, образуют, с разрешения уездного съезда, особые X. запасные магазины. X. запасы образуются по числу душ, входящих в состав сельского общества, в размере, определяемом министром внутренних дел по соглашению с министром финансов на основании заключений губернских присутствий, для каждой губернии отдельно, но не свыше 4 пд. на душу. Определение родов хлеба принадлежит губернским присутствиям; 2/3 общего количества запасов должны состоять из зерна, пригодного к продовольствию. Списки лиц, подлежащих сбору на образование хлебных запасов, составляются сельским старостой, проверяются волостным старшиной и земским начальником и утверждаются уездным съездом на 5 лет; по истечении этого срока списки исправляются тем же порядком. На основании этих списков взимается ежегодно продовольственный сбор в количестве не свыше ½ пд. хлеба с каждой души, в течение 12 лет, пока полное количество хлеба не поступит в запасные магазины. Для местностей, находящихся в благоприятных экономических условиях, этот срок может быть сокращен министром внутренних дел до 8 лет. При значительном урожае уездный съезд, с утверждения губернского присутствия, может увеличивать для данного года размер сбора, но не более как вдвое. Сбор хлеба производится немедленно по окончании жатвы и посева озимого хлеба. Круговая порука отменяется. В случае недорода хлеба может быть дана уездным съездом отсрочка до следующего урожая. X. запасы расходуются лишь на продовольственные и семенные нужды данных обществ. С выходом из общества право на получение ссуды теряется. В исключительных случаях, когда оказывается необходимым передвижение запасов в пределах той же губернии в местности, постигнутые неурожаем, на кратковременное позаимствование их, министр внутр. дел испрашивает через комитет министров Высочайшее соизволение. Надзор за исправным состоянием запасных магазинов и за правильным употреблением ссыпанного в них хлеба возлагается на сельских старост и волостных старшин или особых попечителей, под руководством земских начальников. Для заведования запасными магазинами обществам разрешается избирать из своей среды или нанимать особых смотрителей, утверждаемых и увольняемых земскими начальниками. Ревизия последними запасных магазинов производится не менее одного раза в год.

Несмотря на введенные законом 1900 г. изменения в организации X. запасных магазинов, последние не могли, как указывается во всеподданнейшем докладе министра вн. дел от 15 октября 1902 г. о продовольственных мероприятиях по неурожаю 1901 г., удовлетворить продовольственную нужду, и вновь потребовались многомиллионные расходы на этот предмет со стороны казны. Доклад объясняет это не скудостью запасов вообще, а невозможностью пользоваться ими в мере действительной надобности, так как они признаются в настоящее время собственностью сельских обществ и хранятся при них сравнительно небольшими партиями. В докладе указывается на целесообразность учреждения центральных складов зерна в местностях, куда доставка в неурожайные годы представляется затруднительной. К январю 1900 г. сельских обществ, содержащих X. запасные магазины, числилось в 46 губерниях Европ. России до 84000, с населением в 17000000 ревизских душ. Этими обществами содержалось около 95000 магазинов, общей вместимостью на 31 млн. четвертей; стоимость магазинных зданий равнялась 19 миллионам рублей. X. запасов было налицо 17429000 четвертей, в ссудах и недоимках — 13167000 четвертей. Устройство запасных магазинов в остальных губерниях Европ. России (Архангельской, 3 Прибалтийских, Области Войска Донского), Кавказа и Сибири регулируется прежними узаконениями, изданными большей частью еще в 1-й половине XIX ст. и в настоящее время значительно устаревшими. В Архангельской и Сибирских губ., наряду с общественными магазинами, имеются также казенные магазины, предназначенные, главным образом, для продажи хлеба нуждающемуся населению; в этих губерниях также, в отличие от других местностей Империи, имеются не только сельские, но и городские запасные магазины.

Литература (сверх указанной в ст. Продовольствие народное): А. Заб — й, "Исторические сведения об устройстве сельских хлебных запасных магазинов в России" ("Журн. Мин. Внутр. Дел", 1835); "Об обеспечении продовольствия государственных крестьян" ("Журн. Мин. Гос. Им.", 1 853); В. Рошер, "О хлебной торговле и мерах против дороговизны" (пер. с нем. А. Корсака, 1857); И. Фесенко, "Крестьянское хозяйство и народное продовольствие" ("Наблюдатель", 1894); Η. Анненский, "Неурожай и продовольственный вопрос" ("Русск. Богатство", 1897); П. Ф. Щербаков, "История правительственных мероприятий по народному продовольствию в России" ("Вестн. Общ. Гиг., Суд. и Практ. Мед.", 1897); Η. Зубко, "Народное хлебное хозяйство" ("Наблюдатель", 1898); "Продовольственный вопрос в 1897—1898 г." (изд. Импер. вольн. экон. общ., 1898); Ф. Воропонов, "Наша продовольственная система" ("Вестн. Европы", 1899); Э. И. Горский, "Руководство к применению временных правил по обеспечению продовольственных потребностей сельских обывателей, Высочайше утвержденных 1 2 июня 1900 г." (1901); Г. Г. Савич, "Сборник правил по обеспечению народного продовольствия" (вып. I — III, 1900—1903); В. Я. Филимонов, "Новый продовольственный закон" (1902).

Н. Ив — ко.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:51 MSK