[ начало ] | [ Х ] |
Хомут
— одна из главных частей упряжи, надевается через голову на шею лошади и должен плотно прилегать к ее сторонам и плечам; посредством X., к которому прикрепляются постромки или оглобли, соединяющие лошадь с повозкой, она везет и останавливает последнюю. Наибольшей сложностью отличается X. артиллерийский, устройство которого преследует цель легкой пригоняемости X. к лошадям различного роста и сложения. Этот X. состоит из хомутины и ободка, изготовляемых из соломенного жгута, перетянутого бечевкою; они обшиваются юфтевой кожей и сшиваются так, чтобы между ними образовался желоб. Верхние концы хомутины между собою имеют подвижное соединение посредством железной дужки, в прорези которой входят ушки вшитых в хомутину железных планок; эти ушки закладываются железными же проволочными чеками. Сдвиганием или раздвиганием хомутины в этом соединении уменьшают или увеличивают длину X. В желоб хомутины помещаются железные клещи, прикрепляемые к ней сыромятными ремешками и гайками и состоящие из двух ветвей, каждая из них внизу оканчивается крюком, а вверху ушком, через ушки проходит соединяющий клещи сыромятный ремешок, на крюки же наматывается сыромятный ремень — супонь, стягивающая клещи и хомутину и таким образом суживающая или расширяющая X. К клещам с боков приклепаны треугольные железные кольца, к которым пристегиваются горты шлейные и постромочные. Для устранения набивания шеи и плеч лошади в хомутину со стороны, прилегающей к лошади, подкладывается войлок и шерсть или свиной пух, а вверху X. под соединение хомутины подкладывается подушка, состоящая из хорошего войлока, обшитого юфтевой кожей, к ней же пришивается такой же кожи крышка, которая обнимает и прикрывает хомутину сверху и ремешками пристегивается к подушке. К дужке по ее середине приклепана скоба, к которой прикрепляется горт спинного ремня шлеи. Имея многие достоинства, этот X. слишком тяжел (около 20 фн.). X. так назыв. городской упряжи имеют приблизительно то же устройство, но хомутина наверху сшивается наглухо, клещи деревянные; у X. парной, шорной и русской городской упряжи супонь, по пригонке X., не распускается при каждом запрягании, у X. же упряжи с дугою супонь затягивается каждое запрягание, составляя его последний акт, так как ее натягиванием и обусловливается пружиненье дуги и оглобель. X. при дышловой упряжи имеют еще нагрудники, т. е. особые ремни, приклепленные к бокам X.; на них надеваются нашильники, соединяющие X. с дышлом. При оглобельной упряжи к бокам X. прикрепляются гужи или ремни (сыромятные) для соединения X. с оглоблями.
А. Н.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:52 MSK |