[ начало ] [ Х ]

Христианский социализм

— учение, признающее существование социального зла в современном общественном строе и стремящееся исправить его при помощи подъема религиозно-нравственных начал в различных слоях народа, не выходя из рамки нынешних государственных форм и сохраняя господство частной собственности. В этих широких пределах заключаются учения, весьма далеко расходящиеся между собой и имеющие весьма различные источники. Иногда христианский социализм исходит главным образом из сознания несовершенств существующего строя и в таком случае идет очень далеко навстречу социализму демократическому, или революционному, по крайней мере во всех практических требованиях, предъявляемых им современному государству, отказываясь идти за ним лишь в его конечных стремлениях, т. е. домогаться перемены всех основ государственной и общественной жизни. Такой характер имел X. социализм в Англии, имеет теперь в Бельгии. В других случаях X. социализм возникает в среде консервативных групп общества в виде реакции против распространения в народе социализма демократического; он указывает, что самые существенные для интересов народной массы требования социализма (братство, равенство, помощь бедным) заключаются уже в Евангелии, нисколько, в принципе, не противоречат основам семьи, религии и государства и могут быть осуществлены этим последним. В этих случаях X. социализм подчеркивает по преимуществу не социальные, а религиозные основания своего учения, являясь консервативным, иногда даже прямо враждебным социализму агитационным средством; нередко он даже вырождается в антисемитизм. Таким в своем главном течении он является в Германии и еще больше в Австрии. Сообразно с тем, появляется ли он в среде католиков или протестантов, он принимает форму католического социализма (см.) или евангелического. Впервые X. социализм возник во Франции (см. Католический социализм), затем в Англии. Здесь рядом со сравнительно слабым католическим социализмом довольно рано возникло среди членов и духовенства протестантских церквей другое направление, не имевшее, однако, узкоконфессионального характера и потому называвшее себя просто X. социализмом. Главным провозвестником его был англиканский священник Морис (см.), затем другой священник Кингслей (см.); весьма близко к X. социализму стояли Карлейль и член парламента лорд Ашлей (граф Шафтсбюри). Этот X. социализм был под сильным влиянием Р. Оуэна, несмотря на ярко выраженный атеизм последнего; основанием его было стремление улучшить положение народа. Расцвет его совпадает с эпохой чартистского движения (см.) и первым десятилетием после его поражения. Английские X. социалисты принимали деятельное участие (Ашлей — в парламенте, другие — в литературе и при помощи агитации) в выработке и развитии фабричного законодательства и других отделов социального законодательства, в устройстве библиотек и организации рабочих союзов; трэд-унионы всегда пользовались поддержкой и сочувствием X. социалистов. При этом, однако, X. социалисты в Англии никогда не организовывались в политическую партию, всегда оставаясь лишь более или менее обширной группой людей или сообществ, связанных только общностью взглядов. В 1880-х гг., в период упадка X. социализма, возник существующий и доныне Christian Social Union, основанный Гедламом (Headlam): это — сообщество интеллигентных деятелей для агитации, при помощи печати и митингов, за разрешение специального вопроса при помощи религиозно-нравственных средств. Немало X. социалистов входит в состав Фабианского общества (см.). В Бельгии сторонники католического социализма (см.) составляют вполне организованную политическую партию (во главе ее стоит Даенс), борющуюся против клерикалов, либералов и социал-демократов за политическое господство и имеющую своих сторонников в парламенте. Они являются одной из оппозиционных партий и гораздо чаще вотируют с социал-демократами, чем с клерикалами. В Германии рядом с Кеттелером, давшим толчок развитию католического социализма, еще в 1840-х гг. Вихерн (см.) положил начало евангелическому социализму. Сперва это было течение, имевшее отчасти благотворительный характер, отчасти пиетистический. Основывались "союзы христианских молодых людей", "христианских девушек" и т. п. для совместного отдыха и чтения религиозно-нравственных книг; учреждались народные дома, всевозможные убежища и т. д.; с 1860-х гг. в значительных размерах стали возникать христианские, как конфессиональные (католические и протестантские), так и внеконфессиональные религиозные союзы рабочих в противовес социал-демократическим союзам. Особенный успех они имели на западе и юге, т. е. в католической Германии, где число таких союзов считается сотнями, а число их членов — сотнями тысяч; там они ведут политическую борьбу, поддерживая клерикальную партию. Во главе их стоит Volksverein für das Katholische Deutschland в Мюнхен-Гладбахе, основанный Виндгорстом и развивающий обширную литературно-издательскую деятельность. Социальные элементы в учении этих X. социалистов весьма слабы; над ними доминируют элементы религиозные. В 1878 г. придворный пастор (евангелик) Штеккер (см.) основал в Берлине христианско-социальную партию, которая быстро усилилась и в его руках была сильным орудием против социал-демократии. В ее программе социальные элементы также были весьма слабы. Это была, собственно, одна из организаций консервативной партии, с некоторыми отличиями, из которых важнее были элементы антисемитизма, чем социальные. Она дала толчок развитию антисемитической партии и сама скоро выродилась в одну из разновидностей. В 1890 г. тот же Штеккер вместе с проф. Адольфом Вагнером и др. основал "Евангелически социальные конгрессы", собирающиеся доныне ежегодно в различных городах Германии для обсуждения способов разрешения социального вопроса на основе существующего государства и христианства. В этих конгрессах принимали участие весьма разнообразные элементы, от крайних консерваторов-пиетистов — Штеккера и Ад. Вагнера — до радикалов вроде пастора Гере (позднее перешедшего в лагерь социал-демократов) и свободомыслящего богослова Гарнака. В их протоколах заключается весьма ценный материал, но большого практического значения конгрессы не имели. В Австрии в 1896 г. возникла политическая партия под названием христианско-социальной рабочей партии, с д-ром Луегером (см.) во главе; она имеет резко выраженный антисемитический характер; социальные элементы, весьма слабые даже в программе, оказались совершенно отсутствующими на практике, когда в руки этой партии перешла власть в городском управлении Вены и в нижнеавстрийском ландтаге. Она преследовала народных учителей и других городских служащих за мнения, уменьшила школьный бюджет, увеличила расходы на постройку церквей, ничего не сделала ни для улучшения положения рабочих и низших городских служащих, ни для городского благоустройства. См. Lujo Brentano, "Die Christlich-Soziale Bewegung in England" (Лпц., 1883); Kaufmann, "Christian So c ialism" (Лонд., 1888); Schulze G ä vernitz, "Zum socialen Frieden" (т. I); Ностиц, "Рабочий класс Англии" (M., 1902); J ö rg, "Gesch. der sozialpolitischen Parteien in Deutschland" (Фрейбург, 1867); Guerin, "Socialisme chretien" (в "Nouveau Dictionnaire de l'Есоnomie politique"); St ö cker, "Christlichsocial" (2 изд., Берл., 1890); G ö hre, "Die Evangelischesoziale Bewegung" (Лпц., 1896); многочисленные брошюры Hayманна; "Berichte ü ber die Verhandlungen der Evangelisch-Sozialen Kongresse" (Берлин и Геттинген, 1890 и сл.); статья "Sozial-Konservative Bestrebungen" в "Handw ö rterbuch der Staatswissenschaften" (2 изд., т. VI). Ср. также указания в статьях Кингслей, Морис, Католический социализм, Социалистические партии.

В. Водовозов.


Page was updated:Saturday, 26-Nov-2016 22:15:49 MSK