[ начало ] | [ Ц ] |
Центральное военное управление
— имеет своим предметом высшее общее руководство всеми отраслями военного управления, наблюдение и контроль за действиями местного и командного управления и распределение и поверку расходования средств, ассигнуемых на содержание армии. Большая или меньшая централизация военного управления зависит, во-первых, от численного состава и сложности вооруженной силы, во-вторых, — от большей или меньшей централизации государственного управления, с которым военное управление находится в теснейшей органической связи. Общей системой обуславливается и принятое в военном управлении разграничение ведомств Ц. и подчиненного управлений; указать в этом отношении какой-либо руководящий принцип не представляется возможным. Единственное, что стоит вне всяких колебаний — это принадлежность к ведению Ц. управления вопросов бюджетных и контрольных и разработка плана войны. Во главе военного управления почти во всех странах стоит глава государства, но в некоторых его влияние на армию чисто номинальное (Франция), в других же, наоборот, глава государства фактически имеет гораздо большее влияние, чем предоставленное ему конституцией (Германия). В неограниченных монархиях государь является безусловным верховным главой армии. Во всяком случае, в особе главы государства, по словам Лоренца Штейна, выражается "личное единство армии". Исторический ход развития Ц. военного управления в России схематично представляется в следующем виде. В периоды удельно-вечевой и великокняжеский военное управление первоначально вовсе не было разграничено от гражданского; войска, в собственном смысле слова, не было, дружина являлась, скорее, личным войском князя. С развитием государственности и усилением великокняжеской власти, а главное, вследствие постоянных войн, управление войском настолько усложнилось, что оно начало мало-помалу выделяться из общего управления. Но это выделение совершалось весьма постепенно; даже во времена системы приказов деятельность их не была строго разграничена; деятельность приказов военных не была, притом, ничем объединена, и каждый из них действовал совершенно самостоятельно. В царствование Алексея Михайловича делами, имевшими отношение к вооруженной силе, ведали до 15 приказов. Наибольшим кругом дел располагал Разрядный приказ, или Разряд, но и он, наряду с военными делами, ведал большое количество гражданских дел. Его военное значение постепенно усиливалось, так как в его заведование переходили и отдельные отрасли управления, и целые разряды ратных людей; через него же приводились в исполнение распоряжения верховной власти, касавшиеся высшего войскового управления и боевой деятельности войск. В этом приказе можно видеть зародыш Ц. военного управления. Рядом с ним, однако, отдельными нуждами войска ведали и совершенно не военные приказы, напр., приказ Большого дворца, снабжавший полки музыкантами. Число военных приказов постоянно колебалось в зависимости от возникновения тех или других временных потребностей войска. В первые же годы царствования Петра I были образованы новые, чисто военные приказы, напр., провиантский, в 1700 г. Переходной ступенью от приказов к военной коллегии явились кригс-комиссариат, военная канцелярия, приказы провиантский и артиллерийский и артиллерийская канцелярия; в этих учреждениях сосредоточивалось все Ц. военное управление, сами же они находились, до учреждения сената, под "указами" и верховным управлением ближней канцелярии, заменившей собою боярскую думу, хотя отношения их к этой канцелярии никакими указами не были регламентированы. С учреждением в 1711 г. сената военное управление было ему подчинено. Военная коллегия была учреждена в 1718 г.; президент ее был призываем для заседания в сенат и после исключения из числа его членов президентов коллегий (состав и разделение военной коллегии — см. соотв. статью); комиссариатские дела ведал особый нотариус. В ведении военной коллегии находились "армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были ведомы в военном приказе и которые получаются во всем государстве, а также казаки донские, яицкие и гребенские; ей же подчинялись кригс-комиссар и генерал-провиантмейстер, но они исполняли только такие указы, которые не противоречили закону, в противном случае должны были доносить "о той противности" сенату и в верховный тайный совет. В начале царствования Александра I военная коллегия была преобразована в военное министерство (см.). Наше военное министерство организовано на строго бюрократическом начале. Во главе его стоит военный министр (см.), которому непосредственно подчинены все отделы военного министерства и все отрасли военного управления. Вне непосредственного ему подчинения находятся лишь военный совет (см.) и главный военный суд (см.), в качестве законосовещательных органов по военному ведомству; но и здесь военный министр имеет значительное влияние, так как он председательствует в общем собрании военного совета и является единственным докладчиком законопроектов, выработанных в этих учреждениях. При военном совете состоят: 1) кодификационный отдел, в котором сосредоточены работы по изданию Свода военных постановлений и общих для всего военного ведомства инструкций, и 2) главный военно-санитарный комитет, имеющий целью служить связью между учреждениями, заведующими устройством и мобилизацией военно-врачебной части. Сложность военного организма и разнообразие его потребностей, подготовка государства к войне и т. д. вызывают весьма разнообразную и разностороннюю деятельность, а это ведет за собою разделение военного министерства на отделы, из которых каждый, под общим руководством военного министра, заведует особой самостоятельной и вполне определенной отраслью деятельности. Наше военное министерство делится в этом отношении на девять частей: канцелярия военного министерства, главный штаб и главные управления интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское, военно-учебных заведений, казачьих войск и военно-судное. Во главе каждого отдела стоит начальник, подчиненный непосредственно военному министру, но занимающий в своей сфере вполне самостоятельное положение и несущий ответственность за свою деятельность. Наибольшую сферу деятельности имеет главный штаб, так как на нем лежит вся подготовка государства к войне и в нем сосредоточивается организация и пополнение вооруженной силы как в мирное, так и в военное время. В его состав входят канцелярия, 8 отделений, части генерал-квартирмейстерская, азиатская и судная, два особых делопроизводства по рассмотрению прошений на имя военного министра и описанию московского архива главного штаба, общий архив; в качестве особых учреждений к нему принадлежат военно-топографический отдел (см.), управление военных сообщений, особое совещание по передвижению грузов, военно-ученый комитет (см.), военно-историческая комиссия и др. К составу военного министерства принадлежат еще: Императорская главная квартира, деятельность которой имеет до военного ведомства отношение лишь во время Высочайших путешествий, когда командующий главною квартирой, за отсутствием военного министра, принимает и передает министру повеления Государя по военному ведомству; управление инспектора стрелковой части в войсках; штаб генерал-инспектора кавалерии, с подчиненными ему управлением инспектора ремонтов кавалерии и бригад кавалерийского запаса и офицерской кавалерийской школы. Эти управления, не имея никакого административного значения, являются органами высшей учебной инспекции. С военным министерством механически соединен Александровский комитет о раненых, связь которого выражается лишь в том, что дела, требующие Высочайшего разрешения, представляются через военного министра, и им же объявляются комитету Высочайшие повеления. Управление церквами и православным духовенством военного ведомства имеет связь с Ц. военным управлением в том отношении, что протопресвитер, находясь в подчинении св. Синоду, в делах, имеющих отношение к военному ведомству, подчиняется указаниям военного министра. Таким образом, в России высшее управление всей деятельностью военного управления сосредоточено в руках военного министра, действующего по непосредственным указаниям верховной власти; он же является единственным ее докладчиком по делам военного ведомства как текущим, так и законодательным. Совершенно иначе в этом отношении поставлено Ц. военное управление в Германии и Австро-Венгрии. По ст. 63 германской конституции, все вооруженные силы империи составляют единое войско, подчиненное как в мирное, так и в военное время императору. Посредствующим органом по управлению ими служит для императора "союзный комитет для армии и крепостей", состоящий, в виде нескольких постоянных комитетов, при союзном совете. Затем никакого общеимперского Ц. военного управления не имеется. Полная самостоятельность баварских войск в мирное время и значительная независимость войск саксонских и вюртембергских, выговоренные в особых военных конвенциях, указывают на то, что германские войска не представляют, вопреки требованию конституции, единого целого. Эти три государства имеют свои особые органы Ц. военного управления. Фактически, однако, Ц. военное управление Пруссии, ведающее около ¾ всех союзных войск и действующее под непосредственным руководством императора, имеет огромное значение и заменяет имперские органы; через него император дает указания по военной части Баварии, Саксонии и Вюртембергу. В центральном военном управлении Пруссии весьма характерно одновременное существование нескольких совершенно друг от друга не зависимых органов. Самым обширным из них является военное министерство, во главе которого стоит военный министр, назначаемый императором; он представляет военные интересы в рейхстаге (если этого не возьмет на себя имперский канцлер), заседает, как уполномоченный, в союзном совете и председательствует в комитете для армии и крепостей; перед рейхстагом он не ответствен; контрассигнует он лишь те указы императора, которые относятся к Пруссии; если указы эти касаются и других государств, но не в силу основных законов, то они контрассигнуются имперским канцлером. В компетенцию военного министерства входят дела законодательные, бюджетные, организационные, административные, хозяйственные, о комплектовании армии и общее наблюдение за исполнением законов, касающихся армии. Оно разделяется на департаменты и отделения; к нему же принадлежит имперский военный суд, в качестве кассационного, с особым сенатом (отделением) для Баварии. С 1882 г. от министерства было отделено отделение личного состава, из которого образован военный кабинет, находящийся, под личным руководством императора, в заведовании "докладывающего генерал-адъютанта"; при кабинете секретная военная канцелярия. Это учреждение заведует делами о производстве офицеров, назначении, наградах и т. п. и всеми делами, относящимися к высшему управлению армией. Значение кабинета все увеличивается. Фактически он имеет общеимперское значение. Большой генеральный штаб совершенно не зависит от военного министра; начальник его подчиняется прямо императору. Цель такого выделения состоит в том, чтобы начальник его, ведающий в мирное время подготовку государства к войне, становился во время войны начальником штаба главнокомандующего. Начальник штаба имеет личные доклады у императора, но по вопросам, соприкасающимся с ведомством военного министра, должен входить в соглашение с последним. Компетенция штаба сводится к подготовке войск и обороны страны, мобилизационным и организационным вопросам, собранию сведений об иностранных государствах и т. д. Он делится на отделения и отделы. Кроме того непосредственно императору подчинены генерал-инспекции и некоторые инспекции. Генерал-инспекции — пять армейских (которым подчинены от 3 до 5 корпусов каждой), кавалерии, крепостной артиллерии, инженерных войск и крепостей, военно-учебных заведений и др. Ген.-инспекторами назначаются германские принцы и заслуженные генералы; они должны руководить строевой и боевой подготовкой войск. Таким образом в Германии объединяющим отдельные органы Ц. военного управления является только император. В Австро-Венгрии раздельность Ц. военного управления вытекает из своеобразных политических отношений. Вооруженная сила состоит из трех независимых одна от другой частей: действующей армии, австрийского ландвера и венгерского гонведа. Эти части объединяются только в лице монарха, действующего при посредстве соответственных независимых министерств — имперского военного и двух земской обороны. Во главе министерств стоят назначаемые императором министры, входящие в состав соответствующих кабинетов и ответственные перед делегацией и перед палатами своих государств. Деятельность этих министерств отчасти объединяется военной канцелярией, находящейся в заведовании генерал-адъютанта; в ней сосредоточены назначения и награды; самостоятельного значения она не имеет, но по роду дел пользуется большим влиянием. Военное министерство делится на отделения. Некоторые из отделений подчинены начальнику генерального штаба, который, будучи подчинен непосредственно императору и заведуя штабом всех вооруженных сил (с 1900 г.), направляет все дела через военного министра. В качестве вспомогательных органов имеются еще несколько генерал-инспекторов специальных войск и частей. Непосредственно императору подчинены три генерал-инспектора войск, наблюдающие за единством обучения и духом войск; они предназначаются командовать армиями во время войны. При военном министерстве находится верховный военный суд для армии и ландвера. Деятельность министерств земской обороны чисто административная; министры их непосредственно докладывают императору, военному же министру лишь сообщают сведения о состоянии их частей. Значение военного министра и начальника штаба и для этих министерств постепенно возрастает; тем не менее управление вооруженной силой Австро-Венгрии страдает большою разрозненностью. Во Франции военный министр фактически является не только начальником центрального военного управления, но и начальником армии; хотя по конституции президент республики, как глава исполнительной власти, имеет право располагать армией, но, как неответственное лицо, управлять ею он но может. Военное управление представляется в высшей степени централизованным. Органом его служит военное министерство, состоящее из канцелярии главного штаба, 10 главных управлений и 9 технических комитетов; все эти отделы подчинены министру. Кроме того, имеются еще несколько совещательных комитетов и комиссий смешанного характера, решения которых представляются военному министру, но для него не обязательны. Только главный комитет кассы национальных приношений в пользу сухопутных и морских сил, очень похожий на наш Александровский комитет о раненых, находится под контролем президента республики. Наибольшее значение среди отделов министерства имеет главный штаб армии. Положение начальника его было возвышено декретом 6 мая 1890 г., по которому он становится начальником штаба главнокомандующего на войне; тем не менее изъять его из подчинения военному министру невозможно, ибо во Франции нет такой верховной власти, которая могла бы объединять деятельность двух независимых органов управления. В ряду органов военного министерства имеется верховный военный совет с совещательным только значением. Он состоит, под председательством министра, из 10 генералов, назначаемых президентом, и начальника штаба, как докладчика. Совет рассматривает вопросы о боевой готовности армии и обороне страны. Влияние его на министра чисто нравственное, в силу высокой авторитетности его членов, предназначаемых в военное время к командованию армиями, а в мирное время инспектирующих и руководящих маневрами, по распоряжению министра. Наибольшим значением совет пользовался при штатском министре Фрейсине, наименьшим — при ген. Галифе, когда в совет были назначены просто старшие генералы. Слабою стороною французского военного управления является частая смена министров, входящих в состав кабинета и падающих вместе с ним. Смена министра влечет за собой смену ближайших его сотрудников, поэтому военное управление отличается большой неустойчивостью. Постановление декрета 6 мая 1890 г., чтобы перемена министра не отражалась на начальнике штаба, осталось, по-видимому, мертвой буквой. Во главе английского Ц. военного управления стоит статс-секретарь по военным делам, входящий в состав кабинета и почти никогда не принадлежащий к армии, так как избирается из членов парламента; при нем два помощника, из которых один — постоянный, т. е. не переменяющийся при смене м-ва. Военное министерство обнимает собою два департамента и военный совет министерства. Министру непосредственно подчинен гражданский департамент, имеющий хозяйственное значение; второй, или военный, департамент подчинен главнокомандующему, играет роль главного штаба и весьма обширен; в его состав, между прочим, входит военный совет, в котором председательствует главнокомандующий. В совете военного министерства председательствует статс-секретарь; этот совет — высшее совещательное учреждение. Начальники главных отделов военного департамента входят в состав обоих советов. Они подчинены непосредственно министру, но действуют под руководством главнокомандующего. Этот последний до 1870 г. был совершенно независим от министра, с этого же года его деятельность, для объединения всего военного управления, подчинена контролю министра; но все-таки он назначается властью короля и не зависит от судьбы кабинета. Таким образом Англия и при частой смене министров избегает неустойчивости взглядов на главные отрасли военного управления. Для обсуждения вопросов обороны имеется особый комитет военно-сухопутной и морской обороны; дела на его рассмотрение вносятся военным статс-секретарем или первым лордом адмиралтейства; в состав его входят начальники главных отделов военного и морского министерств. В Италии военный министр — начальник всех войск; ему же подчинено все Ц. управление, сосредоточенное в военном министерстве; он входит в состав кабинета и часто поэтому меняется, но так как общее руководство вооруженной силой принадлежит королю, то смена министров отзывается на направлении военной деятельности не особенно сильно. Ср. А. Добровольский, "Основы организации Ц. военного управления в России и важнейших западноевропейских государствах" (СПб., 1901); А. Редигер, "Комплектование и устройство вооруженной силы" (изд. 3, СПб., 1900). Подробная литература у Добровольского.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:16:53 MSK |