[ начало ] | [ Э ] |
Эвакуация больных и раненых
— Под Э. разумеют освобождение лечебного заведения или отдельного больничного помещения от больных и перевод их в другое, более соответствующее местопребывание. Э. имеет особенно важное санитарное значение во время войны, так как удаление больных и раненых с театра войны и его окрестностей обеспечивает функционирующие во время войны лечебные заведения от переполнения больными и предохраняет армию от всех гибельных последствий скученности на тесном пространстве тяжелобольных и раненых. Опыт крупных войн показал, что такая скученность влечет за собой даже в цивилизованных странах развитие злокачественных эпидемий (сыпной тиф, дизентерия, гнилокровие), уносящих в могилу больше жертв, чем неприятельский огонь, и понижает силы и бодрость здоровой части действующей армии. Для разрежения во время войны больничных заведений придерживаются системы рассеивания, т. е. больных и раненых, смотря по состоянию их здоровья, переводят в госпитали и лазареты, более близкие к театру войны, или же отправляют в глубь страны — на родину или во временные госпитали, открываемые в разных городах. Успешность Э. находится в зависимости от состояния путей сообщения и наличности транспортных средств, так как для достижения главной цели Э. необходимо непрерывное, совершающееся без замедлений и задержек движение больных и раненых, начиная с перевязочного пункта на самом театре войны до конечного для каждого данного случая пункта Э. В стране обширной, не густонаселенной и бедной путями сообщения (какова, напр., была Россия во время русско-турецкой войны 1877—78 гг.) безграничная система рассеивания, при которой больные и раненые эвакуируются даже в самые отдаленные пункты страны, должна неизбежно повести к задержке и скоплению их в промежуточных пунктах; в такой стране рассеивание должно ограничиться определенным районом, ближе примыкающим к театру войны. Это было сознано и в русско-турецкую войну: предполагавшаяся сначала Э. по всей империи была потом ограничена Киевским, Харьковским и Одесским военными округами. Для передвижения больных учреждаются около театра войны и в тылу армии так назыв. эвакуационные пункты, где происходит распределение больных и раненых по категориям: легко раненных и больных, — раненых и больных средней силы, — раненных тяжело, но способных ехать в ближайший госпиталь, — безусловно тяжело раненных, — выздоравливающих. Легкораненые оставляются вблизи театра войны при так назыв. слабосильных командах, которые должны быть заблаговременно и целесообразно организованы; поправившиеся раненые могут оттуда вернуться в строй и в свои части. Тяжело больные и раненные должны почти всегда (за исключением очень слабых, умирающих или раненных с повреждением важнейших органов) перевозятся подальше от театра войны; опыт показывает, что такие больные относительно недурно переносят перемещение, если только в пути не подвергались слишком грубым толчкам и пользовались достаточным уходом и питанием; во всяком случае, вред, наносимый передвижением, далеко не может сравниться с тем вредом, который проистекает от оставления тяжелораненых в переполненных госпиталях. В Германии в франко-прусскую войну, где придерживались этого принципа Э. тяжелораненых, смертность среди них была очень незначительна. Перевозка по грунтовым дорогам сопряжена с наибольшими затруднениями ввиду их обыкновенно плохого состояния. Больные перевозятся по этим дорогам в интендантских или обывательских телегах и подводах или в находящихся при дивизионных госпиталях так назыв. линейках, легких и тяжелых. Кроме этих обыкновенных, большей частью мало приспособленных для военно-санитарных целей повозок, имеются еще специальные санитарные повозки разных более или менее сложных систем и конструкций. Вообще повозки должны удовлетворять известным механическим и санитарным требованиям: они должны быть прочны и не слишком тяжелы, снабжены такими рессорами, чтобы раненые не испытывали вертикальных толчков и не страдали от поперечных и продольных колебаний. Они должны легко поворачиваться и быть так устроены, чтобы раненого можно было поместить в повозку в носилках, на которых он остается лежать, и чтобы его можно было снять с повозки в тех же носилках. В каждой повозке помещается 2—6 человек. В санитарных повозках типа барона Монди носилки подвешены в несколько ярусов, и, кроме того, имеются еще места для сидячих больных. В каждой стране выработаны для устройства повозок специальные санитарные правила, предусматривающие защиту больных и раненых от дождя, солнца и ветра, от чрезмерной тесноты и обеспечивающие удобства помещения больного на повозку и снятия с нее. Ввиду того, что перевозка больных и раненых по грунтовым дорогам очень тягостна для них, важно по возможности часто делать остановки в пути, для чего устраивают по ним этапные и питательные пункты в возможно большем числе и в возможно близких расстояниях один от другого. Здесь могут принести пользу подвижные и развертывающиеся госпитали. Необходимо также, чтобы циркуляция транспортов по грунтовым дорогам совершалась постоянно и правильно между определенными пунктами. — Э. по железным дорогам производится со второй половины XIX в. В 1857 г. Ларрей устроил транспорт по жел. дор. сидячих и лежачих больных из Шалонского лагеря в город. В более широких размерах впервые жел. дороги были применены для перевозки раненых во время междоусобной войны в Америке в 1861—65 гг. В германско-французскую войну железные дороги в деле Э. сослужили громадную службу. Германия располагала 36-ю специально приспособленными для этой цели поездами, предоставленными в распоряжение военного ведомства государством и частными обществами; все эти поезда в общей сложности эвакуировали до 40000 больных и раненых. Для того, чтобы Э. по рельсовым путям совершалась во время войны достаточно быстро, правильно и планомерно, во всех государствах выработаны особые положения, согласно которым уже в мирное время предусматриваются все подробности транспортного дела по жел. дор. и определяются порядок и способы пользования санитарными поездами. Кроме специальных санитарных поездов, во время войны для перевозки больных и раненых приспособляются обычные пассажирские и даже товарные поезда. В Германии по правилам 1887 г. поезда, в которых производится Э., делятся на поезда санитарные и для больных; первые, в свою очередь, делятся на лазаретные и вспомогательные. Лазаретные поезда представляют собой собственно движущиеся госпитали со всеми необходимыми лечебными принадлежностями и постоянным врачебным персоналом; в состав каждого лазаретного поезда входит 30 вагонов для больных и 11 вагонов для врачебного (главный врач, младший врач и низшая прислуга) и хозяйственного персоналов и разных служб; вагоны эти — обыкновенные вагоны 4-го класса, приспособленные для перевозки больных еще в мирное время. Вспомогательные санитарные поезда формируются в случае надобности из имеющегося наготове железнодорожного состава, снабженного необходимыми для больных помещениями. "Поезда для больных" служат для перевозки более легких больных и раненных в сидячем положении на недалеких расстояниях и формируются из обыкновенных пассажирских и даже товарных вагонов. Приблизительно такие же правила существуют в военно-санитарных положениях Австро-Венгрии, Франции и других европ. стран. При составлении и снабжении санитарного поезда должно быть обращено внимание на порядок расположения вагонов различного назначения, на место и форму входного отверстия, на целесообразное устройство постелей, на кухню и хранение продовольственных запасов, вентиляцию, отопление, дезинфекцию. Поезд должен обязательно иметь сквозной ход, чтобы врачебный персонал мог посещать вагоны с больными и ранеными и на ходу поезда. Входное отверстие вагона должно быть достаточной ширины, чтобы не было затруднения при вноске и выноске больных. Дезинфекция вагонов производится обмыванием посредством щеток и тряпок растворами карболовой кислоты, сулемы, известковым молоком, креолином, окуриванием серой и т. п. Койки для больных в санитарных вагонах имеют большей частью характер носилок, чтобы удобнее было вносить и выносить больных и предупредить по возможности тряску и качку. Для этой цели носилки подвешиваются к потолку и стенам вагона на эластичных ремнях или пружинах; большей частью носилки расположены в вагоне в 2 яруса. Существуют аппараты и в 3 яруса с более или менее сложными пружинными приспособлениями для умерения колебаний. При приспособлении обыкновенных пассажирских и товарных вагонов под санитарные должны быть приняты все меры для обеспечения обильной вентиляции, путем ли открывания окон и дверей или же посредством особых вагонных труб Ruttan'a, аппаратов Вольперта, Шмидта или же камина Кертинга и др. Для отопления очень удобны печи Мейдингера, которые могут служить также целям вентиляции. Частые остановки и перегрузки раненых из санитарных поездов в этапные госпитали соединены с неудобствами и даже вредны для больных и хода Э. Поэтому нет такой надобности в учреждении многих и частых этапных госпиталей по линиям железных дорог, как по грунтовым путям. В русско-турецкую войну 1877—78 гг. больные и раненые в мобилизационном периоде войны доставлялись с театра войны в Болгарии по грунтовым дорогам в эвакуационный пункт во Фратешти (в Румынии), где начиналась узкоколейная румынская железная дорога; здесь больные и раненые сортировались и нагружались в вагоны для дальнейшей Э. в лечебные заведения, расположенные в тылу армии, или на родину, или в один из русских госпиталей. В конечном пункте этой узкоколейной жел. дороги, Яссах — втором эвакуационном пункте — больные и раненые перегружались на ширококолейную русскую железнодорожную сеть. Вполне организованных санитарных поездов между Фратешти и Яссами циркулировало всего 9 (в составе 30-ти вагонов, из которых 12 приходилось на больных и раненых и рассчитаны были на 300 человек), что было недостаточно при постоянном переполнении эвакуационного пункта во Фратешти больными и ранеными; недостаток санитарных поездов восполнялся обратными воинскими и товарными, которые были, однако, слишком мало приспособлены для целесообразной транспортировки больных и раненых. Делу много вредило также отсутствие в поездах постоянного врачебного персонала с самостоятельными функциями. В санитарных вагонах койками служили матрацы, которые клались на эластичные подставки, а также носилки, расположенные в 2 этажа и прикрепленные на упругих кольцах и ремнях. В товарных поездах больные и раненые лежали просто на соломе. Были в ходу так назыв. пфальцская и прусская системы коек, а из русских приспособлений — системы Городецкого и Завадовского. В последнее время в России введены новые, усовершенствованные типы санитарных вагонов для перевозки заразных и незаразных больных. Выставленный на Всероссийской гигиенической выставке санитарный вагон Екатерининской жел. дор. отличается почти роскошной обстановкой (имеется даже возможность производить некоторые хирургические операции) и устройством, позволяющим соблюдать в нем строгую чистоту и асептику. Обилие резиновых подкладок предохраняет больных и раненых от тряски; вентиляция обильна, нагревание равномерное. Из обыкновенных вагонов III кл., приспособленных для целей Э., выдавался выставленный на той же выставке Московско-Брестской жел. дор. вагон системы инженера Д. А. Кригера, рассчитанный на перевозку 8-ми тяжелораненых. — Э. по водяным путям производилась еще в древности; в более широких размерах она стала применяться во время Наполеоновских войн. Из Сирии и Египта больные морем доставлялись во Францию, из Вены, по Дунаю, в Санкт-Пельтен и Линц, из Кенигсберга — в Эльбинг и далее. После битвы при Ватерлоо раненых отправили вниз по Маасу и вверх по Рейну до Дюссельдорфа и далее. В Крымскую войну Э. водой раненых занимала довольно видное место среди других способов Э. Французы отправляли своих раненых во Францию через Константинополь, англичане — сначала в Скутари, а оттуда в Англию. При Э. водой пользуются парусными судами и пароходами. Так как плавание, особенно по морю и на парусных судах, бывает обыкновенно продолжительно, то необходимо принимать все меры к предупреждению и устранению скученности на судах больных и поставить их в наилучшие гигиенические условия. При отсутствии тесноты, при достаточном количестве коек, удовлетворительном питании, достаточной вентиляции палуб и спокойном море (отсутствие качки) плавание переносится больными и ранеными довольно хорошо; при невнимании же к гигиеническим требованиям суда с ранеными, особенно пароходы, превращаются в очаги болезни и заразы. Примером могут служить французские больные и раненые, эвакуировавшиеся из Крыма через Константинополь во Францию: вследствие дурных гигиенических условий на пароходах смертность на них была громадна. Американцы в междоусобную войну 1861—65 гг. для Э. больных водой не довольствовались обыкновенными судами, а придумали специальные санитарные суда, на которых транспортирование больных и раненых шло успешно, с очень малыми жертвами. По примеру американцев англичане также построили особые эвакуационные суда, оказавшие им хорошие услуги в Абиссинскую войну. В русско-турецкую войну 1877—78 гг. русские тоже довольно широко и не без успеха пользовались водными путями для целей Э. Когда по Сан-Стефанскому договору были заняты русскими прибрежья Черного и Мраморного морей, явилась возможность эвакуировать больных и раненых морем: в Сан-Стефано был открыт эвакуационный пункт на 300 человек; Общество Красного Креста снарядило и снабдило всем необходимым 13 пароходов; они были предварительно дезинфицированы, состояли из нескольких палуб вышиной каждая в 8 фт.; на каждого больного приходилось боле 200 куб. фт. воздуха. Пароходы вентилировались довольно удовлетворительно; на каждом из них находился отряд из одного или двух врачей, сестер милосердия и санитарных солдат. Из Сан-Стефано эвакуировано было до 30000 больных и раненых. Другим водным эвакуационным пунктом был Бургас, откуда больные и раненые направлялись морем в Николаев, Севастополь и Одессу. С апреля 1878 г. началась также Э. по Дунаю; она совершалась здесь на 4 больших баржах, на которых были построены госпитальные бараки на 300 человек каждый. Речная Э. переносилась больными и ранеными довольно хорошо.
Э. больных и раненых является не только серьезным военно-санитарным вопросом, но представляет большую государственную и общественную важность; она должна быть строго организована еще в мирное время и проведена по одной стройной системе, приноровленной ко всем условиям, при которых ведется война. Все дело Э. должно быть сосредоточено в руках одного центрального органа — высшего военно-санитарного учреждения страны; частные общества (Красный Крест и др.) должны быть подчинены этому главному органу; деятельность их может выразиться лучше всего в организации летучих санитарных отрядов и подвижных госпиталей на самом театре военных действий. В самом начале войны должны быть учреждены эвакуационные комиссии, как близ театра войны, так и внутри страны, которые заведовали бы делом Э.; они должны состоять из врачебно-санитарного и военно-административного персоналов (в Германии в войну 1870—71 гг. в состав эвакуационной комиссии входили еще представители от железнодорожных обществ и Красного Креста); необходимо также учреждение нескольких побочных сортировочных пунктов в различных местах около театра войны, с достаточным числом госпитальных помещений и помещений для слабосильных команд. Все пространство в границах рассеивания больных и раненых должно быть разделено заблаговременно на эвакуационные районы, и каждому из них должна быть предоставлена самостоятельность в размещении у себя больных, при чем должна поддерживаться непрерывная связь между всеми районными и главной эвакуационной комиссиями. Сортировка больных и раненых на всем пути, начиная с перевязочного пункта на театре войны до крайнего пункта Э., должна производиться при соблюдении общих для всех врачей и раз навсегда определенных военно-санитарных правил. Каждая эвакуационная комиссия должна заботиться о доставлении достаточного числа помещений для транспорта в своем районе и быть осведомленной о числе свободных мест в ближайшем районе. Очень важно располагать достаточным количеством подвижных военно-временных госпиталей ввиду всегда возможного скопления больных; для этой цели надо заблаговременно изготовить близ театра войны всякие роды помещений — частные дома, переносные бараки, землянки, юрты и палатки (Н. И. Пирогов). Должны быть заранее выработаны способы и виды продовольствия. В Германии, где во время франко-прусской войны все перечисленные требования были удовлетворены, заранее выработана строгая система Э. и целесообразно организовано транспортное дело, рассеивание больных и раненых было поэтому проведено замечательно успешно. Германские санитарные службы на войне организованы следующим образом: при каждом армейском корпусе имеются три санитарных отряда и 12 полевых лазаретов. Первые находятся в распоряжении дивизионного генерала и дивизионного врача и снабжены транспортными средствами для доставления больных и раненых в ближайшие полевые или этапные лазареты. 12 полевых лазаретов снабжены, кроме кроватей, всем необходимым материалом для помещения в каждом 200 раненых. Для возможно более быстрого освобождения полевых лазаретов имеются резервные лазареты со всеми врачебными приспособлениями и персоналом; устроены также постоянные лазареты под названием военных. В тылу армии устраиваются лазареты центральной или местной властью. При всех полевых армейских корпусах с 1854 г. введены роты носильщиков; в войне 1870—71 гг. они оказали отличные услуги под именем санитарных отрядов. В сражении при Седане, напр., где урон составлял 8931 чел., действовали на поле битвы 21 санитарный отряд и 12 полевых лазаретов, с 252 штатными врачами, из которых на каждого приходилось 35 раненых. Э. в русско-турецкую войну 1877—78 гг. страдала существенными недостатками по многим причинам. Вся санитарная организация носила двойственный характер, так как состояла из двух отделов — медицинского и госпитального, находившихся в заведовании двух независимых друг от друга начальников; большая часть санитарных учреждений не состояла ни в какой связи с частями войск и находилась в заведовании не врача; транспортный материал не был заготовлен заблаговременно в достаточном количестве; этапное дело по грунтовым дорогам было совершенно оставлено без внимания, вследствие чего больные и раненые прибывали на эвакуационный пункт во Фратешти изнуренными перевозкой; время прибытия транспортов и отправления поездов из Фратешти не было согласовано, что вело к постоянному переполнению эвакуационного пункта во Фратешти тяжелобольными и тяжелоранеными, повлекшему за собой развитие тифозной эпидемии с большой смертностью как среди больных и раненых, так и среди врачебного персонала; между тем, на линии железной дороги между Фратешти и Яссами, где особенной нужды в лечебных заведениях не ощущалось, имелись хорошо организованные военно-временные госпитали Красного Креста, как и в Ясско-Кишиневском районе. Вообще можно сказать, что в русско-турецкую войну все дело Э. было сосредоточено в руках Красного Креста, при помощи которого было эвакуировано во все внутренние врачебные учреждения России 116296 больных и раненых, с 2696998 продовольственными днями.
Литература. Ст. "Больные и раненые и санитарные поезда" в "Реальной энц. медиц. наук" Эйленбурга (там же и иностр. литература); Н. И. Пирогов, "Военно-врачебное дело и частная помощь в 1877—78 гг." (1879); "Красный Крест в Румынии и Сев. Болгарии в 1877—78 гг. Отчет главноуполномоченного П. А. Рихтера"; "Красный Крест в тылу действующей армии в 1877—78 гг. Отчет главноуполномоченного Н. С. Абазы"; д-р О. Гейфельдер, "Военно-хирургические наблюдения во время немецко-французской войны 1870—71 гг." (СПб., 1873); д-р И. О. Пильц, "По полям битв и лазаретам в 1870 г." (СПб., 1870); Н. Гейнац, "Санитарная комиссия Соед. Шт. Северн. Америки во время междоусобной войны 1861—65 г." (СПб., 1869); Н. И. Пирогов, "Отчет о посещении военно-санитарных учреждений в Германии, Лотарингии и Эльзасе в 1870 г." (СПб., 1871); И. Бертенсон, "Барачные лазареты в военное и мирное время" (СПб., 1871); д-р К. Ф. Геннер, "Военно-хирургические наблюдения во время франко-германской войны 1870 г." (СПб., 1872); Г. М. Боровков, "Организация санитарной части в армии и транспортировка больных и раненых" ("Воен. сборн.", 1885); Ю. К. Кехер, "Эвакуация военно-врачебных заведений под Парижем и Плевной в войнах 1870—1871 гг. и 1877—78 гг." ("Военно-санитарное дело",1885, № 16); В. И. Приселков, "О железных дорогах в военно-санитарном отношении и военно-санитарные поезда во время войны" ("Военно-санит. дело, 1888, №№ 1—3); Г. П. Родионов, "Эвакуация раненых и больных с театра военных действий вовнутрь страны" ("Военно-санит. дело", 1888, №№ 26—29).
А. Ф.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:17:01 MSK |