[ начало ] [ Э ]

Этекс

(Etex) — два французских художника.

1) Антуан Э. (1808—1888) — скульптор, живописец, гравер, читатель публичных лекций по части искусства и художественный критик; первые познания в рисовании и лепке получил от своего отца, а потом учился скульптуре у Дюпати-и-Прадье, живописи у Энгра и архитектуре у Дюбана. В 1828 г., за скульптурное произведение "Гиацинт, убитый Аполлоном", получил второстепенную медаль и денежный пенсион, давший ему возможность работать в течение двух лет в Италии и посетить Алжир, Корсику, Испанию, Германию и Англию. В 1833 г. выставил в парижском салоне колоссальную группу своей работы "Проклятие Каина", произведшую сильное впечатление на публику и доставившую ему первоклассную медаль и заказ двух групп для триумфальных ворот Зведы в Париже: "Сопротивление французов союзникам в 1814 г." и "Мир 1815 г.", которые вскоре после того и были им исполнены. Одновременно с этими группами и вслед за ними Э. произвел ряд монументальных статуй и идеальных фигур, уступающих, однако, в достоинстве следовавшим за тем его надгробному памятнику Жерико и памятнику Вобана с превосходными аллегорическими фигурами Науки и Войны, в Соборе инвалидов. Из прочих скульптурных произведений Э., явившихся большей частью после вышеупомянутых, в особенности достойны внимания статуи Леды, Олимпии, композитора Россини (находится в театре Парижской оперы) и Бланки Кастильской, группа "Геро и Леандр" (в кайенском музее), "Карл Великий" и "Св. Бенедикт" (в Люксембургском музее), "Св. Августин" (в церкви Магдалины, в Париже), статуя генерала Лекурба (в Лоис-ле-Сонье), "Св. Людовик" (на Barri ère du Trô ne, в Париже), "Франциск I" (в Коньяке), группа "Геркулес и Антей", статуя "Сусанны", монумент Энгра в Монтобане с мастерским рельефом "Апофеоза Гомера" и, наконец, портретные бюсты многих французских знаменитостей — Тьера, Луи-Блана, Одилона-Барро, Прудона, Шатобриана, Эжена Делакруа, Ал. Дюма, Альфреда де Виньи, Кавеньяка и др. По части живописи Э. произвел также немало замечательных вещей, хотя и уступающих его скульптурам. Таковы его картины: "Мучение св. Стефана", "Иосиф, рассказывающий свои сны братьям" (1844), "Поучающий Христос", "Ромео и Джульетта", "Бегство в Египет", "Фауст и Маргарита" и ряд сцен из жизни патриарха Иакова. Деятельность Э., как архитектора, ограничивалась сочинением проектов, например для здания парижской Новой Оперы (1861), купален в Булонском лесу и в Венсенне (1863), церкви Семи Таинств (1864) и постройкой надгробных памятников. Наконец, Э. уважался как писатель, издал несколько дельных сочинений по искусству, каковы "Опыт об изящном" (1851), "Элементарный курс рисования" (1853) и биографии Прадье и Анри Шеффера (1859), и помещал свои статьи в художественных и политических журналах.

2) Луи-Жюль Э. (1810—1889) — брат предыдущего, живописец, был учеником Энгра и впервые явился перед публикой на парижском салоне 1833 г. с портретами, за которые получил второстепенную медаль. После того был послан французским правительством в Дрезден с поручением написать копию Сикстинской Мадонны для Аженской церкви. Исполнив это поручение, сделал поездку в Италию, и по своем возвращении в Париж писал, кроме портретов, исторические и жанровые картины, благодаря которым некоторое время пользовался значительной известностью. Наиболее удачные из них — "Первое впечатление моря", "Монах и философ", "Почтовая карета на морском берегу в бурную погоду", "Воскрешение сына наинской вдовы", "Ласкарис, по завоевании Константинополя турками, перевозит сокровища искусства и литературы в Италию", "Семейство рыбаков во время кораблекрушения", "Весталка перед потухшим жертвенником своей богини" (1868), "Св. Геновефа" и "Диана на охоте".


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:17:03 MSK