[ начало ] [ Я ]

Ян, Отто

(Jahn) — немецкий филолог, археолог и музыкант (1813—69). Академическую деятельность Я. начал с приват-доцентуры в Киле, затем был профессором в Грейфсвальде и Лейпциге. В 1851 г. из политических соображений был лишен профессуры вместе с Моммзеном и Гауптом. В 1855 г. возобновил академическую деятельность в Бонне. Отличительной чертой литературной деятельности Я. является ее разносторонность, вполне соответствовавшая универсальности его научных интересов (ср. его речь "Universit ä t und Wissenschaft. Бонн, 1862). При филологических работах Я. пошел по пути строгого критического метода, проложенному Беккером и Лахманном (ср. пред. к изд. Флора, Лпц., 1852). Счастливая случайность дала ему возможность открыть лучшие источники рукописного предания для Цензорина (Б., 1845), Ювенала (Б., 1851 и 1868), Флора и некот. др. авторов. К конъектуральной критике Я. прибегал редко, но, в противоположность господствовавшему тогда, под влиянием Лахманна, исключительно критическому отношению к античным текстам, Я. обратил внимание и на их интерпретацию. Великолепным образчиком ее, пользующимся громкой славой и доселе, является издание Персия (Лпц., 1843), а также Цицероновых Брута (ib., 1849 и часто) и Оратора (ib., 1851 и часто). Несколько исследований он посвятил и истории античной литературы, преимущественно римской (схолии к Персию, римские энциклопедии, subscriptione s, collegia poetarum, суждения об искусстве у Плиния и т. под.). — В занятия археологией Я. также внес строгий филологический метод. Он впервые ввел в университетский курс семинарские упражнения по истории античного искусства, организованные вполне по образцу филологических. В весьма запутанной и туманной до Я. археологической дисциплине он требовал старательного отделения фактов от комбинаций, "честного признания трудностей и сомнений, составляющего основу истинного знания" ("Ficoronische Cista", Лпц., 185 2). Боязнь пред ненадежными исканиями удерживала Я. от мифологических исследований, но это не помешало ему заняться некоторыми темными сторонами человеческого суеверия; таково его исследование "Ueber den b ö sen Blick" (Лпц., 1855), высоко оцененное Як. Гриммом. Я. первый начал исторически изучать вазовую живопись (пред. к "Beschreibung der Vase üsammlung in Mü nchen", 1854; "Vasenbilder", Гамб., 1839; "Darstellungen griechischer Dichter auf Vasenbildern", Лпц., 1861 и др.). Он же впервые указал на важное значение в истории греческого искусства племенных различий между эллинами и на аналогию развития искусства с развитием поэзии и философии; он охотно брался за такие задачи, где традиции поэтическая и художественная взаимно пополняли и объясняли друг друга. Из других археологических работ Я. особенно ценное приобретение для науки составляют следующие: "Thelephos und Tro ï los" (Киль, 1841); "Die Gem älde des Polygnot" (ib., 1841); "Penteus und die Mä naden" (ib., 1842), "Paris und Oinone" (Грейфсвальд, 1845); "Peitho, die Gö ttin der Ueberredung" (ib., 1846); "Ueber einige Darstellungen der Parisurtheils" (Лпц., 1849); "Die Wandgem ä lde des Columbariums in der Villa Pamfili" (Мюнхен, 1857); "Der Tod der Sophonisbe" (Бонн, 1859); "Die Lauersforter Phaler ä erläutert" (ib., 1860); "Römische Altertü mer aus Vindonissa" (Цюрих, 1862); "Ueber bemalte Vasen mit Goldschmuck" (ib., 1865); " Ueber Darstellungen des Handwerks und des Handelsverkehrs" (ib., 1868). Из сочинений Я., написанных по разным случаям, наиболее любопытны речи о Винкельмане (Грейфсвалд, 1844) и Готтфриде Германне (Лпц., 1849), напечатанные, вместе с другими речами, в " Biographische Aufs ä tze" (2 изд., 1867); рассуждение о значении и месте изучения древностей в Германии (Б., 1859); "Eduard Gebhard, eine Lebensskizze" (ib., 1868); сборник статей под заглавием: "Aus der Altertumswissenschaft" (Бонн, 1868). Немаловажный вклад в историю немецкой словесности представляют сочинения Я.: "Ueber Goethes Iphigenia" (Грейфсвальд, 1843) и "Ludwig Uhland" (Бонн 1863), равно как и его издания писем Гёте к лейпцигским друзьям (Лпц., 1849; 2 изд., 1867) и других материалов для биографии и характеристики этого писателя: "Briefe der Frau Rat an ihre lieben Enkeleins" (Лпц., 1855) и "Goethes Briefe an Chr.-Gottl. von Voigt" (ib., 18 6 8). Главные плоды занятий Я. музыкой — сочинение об оратории Мендельсона "Павел" (Киль, 1842), переложение для фортепьяно Бетховенской "Леоноры", с приведением ее вариантов и с критическим предисловием (Лпц., 1851), сборник различных статей по музыке (ib., 1866) и биографию Моцарта — мастерский образец историко-критического изложения, составивший эпоху в музыкальной литературе (Лпц., 1856—1860; 2-ое сокращенное изд., ib., 1867; 3 изд., 1889—91). Ср. A. Springer, "Ged ä chtnissrede auf O. Jahn" (в "Grenzbogen" за 1869 г., № 45).


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:17:03 MSK